Текущая неделя в культурной жизни Приангарья прошла под знаком Валентина Распутина. 13 марта — первая годовщина со дня смерти, 15 марта — день рождения. Памятные мероприятия состоялись во множестве учреждений культуры, но средоточием стал, конечно, Иркутск. Здесь прошли памятные концерты, библиотечные акции, показы спектаклей, открылись выставки.
В областной библиотеке им. И.И. Молчанова-Сибирского была организована акция «В.Г. Распутин: читаем, обсуждаем, вспоминаем», открылись книжные выставки, посвященные его творчеству. Филармония 15 марта провела литературно-музыкальный вечер с участием своих солистов, преподавателей и студентов Иркутского театрального училища — «Край возле самого неба» памяти Валентина Григорьевича Распутина. Иркутский драматический театр в памятные дни отправился на краткие гастроли по малой родине Валентина Распутина — в село Аталанка и поселок Усть-Уда. Там труппа показала свой прославленный спектакль «Последний срок» по одноименной повести писателя и встретилась с населением, пережившим затопление деревень во время строительства Гидроэлектростанции, в связи с подготовкой нового спектакля — по «Прощанию с Матерой». В день рождения писателя, которого называют последним классиком русской литературы, показал свой спектакль «Век живи — век люби» по его произведениям и иркутский ТЮЗ.
Иркутские музеи тоже не остались в стороне от памятных дат. Краеведческий в своей музейной студии 11 марта открыл экспозицию «Ближний свет издалека», посвященную приходу писателя к православной вере, а художественный 15 марта представил фотовыставку Бориса Дмитриева «Валентин Распутин и вся Сибирь».
«В последнее время при разговоре о Распутине все акцентируют внимание на его прозе, а я хотел показать его шире, — комментирует концепцию своей выставки иркутский фотограф. — На этой выставке Валентин Григорьевич показан на фоне Сибири. Я систематизировал весь свой архив и обнаружил, что снимал его и его семью больше 40 лет, причем начал это делать, когда он еще не был великим писателем. Сегодня у меня наиболее полный архив фотографий, связанных с его именем — более 100 снимков». Впрочем, экспозиция, состоящая из 75 фотографий, показывает не только Валентина Распутина и его семью. В конце 80-х годов писатель и фотограф вместе работали над уникальной краеведческой книгой-альбомом «Сибирь, Сибирь…», первое издание которой состоялось в 1991 году. С тех пор книга пережила несколько переизданий, одно из которых было сделано в США. Осмысление Сибири писателем и фотохудожником включило в себя публицистические тексты и несколько сотен фотографий. Часть из них и представлена на выставке вместе с портретами Валентина Распутина и его современников.
Экспозиция, открывшаяся в краеведческом музее, носит совсем другой характер. «Ближний свет издалека» — название одного из публицистических произведений Валентина Распутина, посвященных православной вере, к которой он пришел уже в зрелом возрасте. Фактически тема выставки звучит так: Распутин и православие, но оформлена она таким образом, что говорит в целом о вере и неверии, а также заставляет задуматься об эпохе, в которой жил писатель.
Автором концепции художественного оформления выставки является заслуженный художник России Сергей Элоян. Признанный живописец и книжный график, он начал заниматься оформлением музейных экспозиций еще будучи студентом Красноярского художественного института, который окончил в конце 80-х годов. Сегодня на его счету десятки постоянных экспозиций в музеях Иркутска и Иркутской области. Можно сказать, что почти в каждом музее есть выставки, оформленные этим художником, хотя имя автора далеко не всегда значится под ними.
Сергей Элоян говорит, что при работе опирался только на личное восприятие писателя, с которым он был знаком довольно продолжительное время и даже дружил: художник оформил и проиллюстрировал несколько книг Валентина Распутина, изданных при жизни автора.
«Предполагается, что в музее будет целая серия ежегодных выставок, посвященных Распутину, поэтому мы сознательно отказались от идеи показать в целом жизнь писателя, а решили сосредоточиться на конкретной теме. В результате мы касаемся только той области, которая посвящена теме православия, и прослеживаем его путь к вере, — рассказывает Сергей Элоян. — Для себя я главной задачей ставил создать такую атмосферу, которая бы, на мой взгляд, наиболее точно соответствовала всему душевному и духовному строю Валентина Григорьевича, без лишней помпезности и пафоса. Черты его характера сами продиктовали мне стремление к простоте и ясности художественной идеи, с тем чтобы каждый мог практически без пояснений и комментариев понять, почему именно так выстроена экспозиция».
Идея действительно не требует специальных пояснений, однако, помимо этого, сама выставка выглядит очень эффектно и в то же время современно. Первый зал выстроен как коридор, показывающий два варианта пути любого человека, выросшего в советском государстве: с одной стороны, фотографии разрушенных храмов и атрибутика советского общества начиная с октябрятских значков, с другой — спасенные от уничтожения иконы. Этот путь в итоге приводит писателя к крещению, чему посвящена отдельная витрина. Кроме личных вещей писателя и предметов эпохи, во втором зале выставки также представлены публицистические произведения, посвященные непосредственно православной теме. Первые издания и публикации статей «Поле Куликово», «На Афоне», «Ближний свет издалека» и «Смысл давнего прошлого» рассказывают о крещении Валентина Распутина, его путешествии на Афон и в целом осмыслении православной веры. Экспозиция снабжена несколькими инсталляциями — одна из них посвящена путешествию на Афон, другая образно показывает рабочее место писателя, над которым нависает колокол. И это наиболее мощная и эффектная часть выставки. Третий зал посвящен общественной деятельности Валентина Распутина, впрямую связанной с православием. Здесь можно увидеть фотографии храмов, монастырей и приходов, в которых бывал писатель и которые строились при его непосредственном участии. Здесь также можно увидеть небольшую документальную хронику о его жизни и молитвослов, лежавший у его кровати в момент смерти. Он открыт на странице с молитвой болящего.
На открытии выставки «Ближний свет издалека» в числе прочих высокопоставленных гостей побывал и митрополит Иркутский и Ангарский Вадим. «Здесь прослеживается путь Валентина Григорьевича от безвестности до величия, — отметил он. — Наблюдая все периоды его жизни, можно увидеть, что он прежде всего был человеком цельным. Еще хочется отметить, что на этой выставке он предстает живым человеком. Память о нем для нас священна».
В подготовке выставки самое деятельное участие принимали и родственники покойного писателя, передавшие в фонды Иркутского краеведческого музея огромное количество экспонатов. «Валентин Григорьевич был человеком скромным и не любил торжеств в свою честь. За год до своих юбилеев он начинал мучиться тем, что ему предстоит пережить. Но от этой выставки у меня ощущение, что ее он бы принял с открытым сердцем», — отметила вдова писателя Ольга Лосева.
Действительно, о природной скромности Валентина Распутина знают и говорят многие, однако подобные памятные дни проводятся отнюдь не для помпы, уверен губернатор Иркутской области Сергей Левченко. «Все те, кто рядом с ним жил и знал его, имеют очень высокий долг — сделать так, чтобы память о Валентине Григорьевиче жила и не угасала. Сегодняшняя выставка — один из примеров выполнения этого долга. Мы постараемся сделать так, чтобы в ближайшие годы у нас появились и другие места, которые бы говорили о нем. Наша с вами серьезная задача состоит в том, что бы о нем знали потомки», — отметил глава региона на открытии выставки.