Аргументы Недели → Культура № 10(501) от 16.03.16

О любви негромкими словами

, 09:03 ,

Заслуженному артисту России Леониду СЕРЕБРЕННИКОВУ, кажется, подвластно всё: и старинные русские романсы, и лирические песни военных лет, и арии из оперетт, и популярные зарубежные шлягеры на языке оригинала. Особое место в его творчестве занимает работа для кино. «Песня волшебника» из кинофильма «Обыкновенное чудо» сразу сделала его известным на всю страну. Голос Леонида Фёдоровича звучит более чем в 70 картинах. В Малом зале Государственного Кремлёвского дворца 21 марта состоится концерт Леонида Серебренникова «Любви негромкие слова», посвящённый 40-летию творческой деятельности певца.

- Леонид Фёдорович, с какого момента вы ведёте этот отсчёт – 40 лет?

– Если бы я начал считать с первого выступления, со школы, было бы не 40 лет, а все 60. Но настоящая работа, на мой взгляд, началась в 1976 году, когда я поступил в оркестр «Советская песня». Нас было 8 солистов, но ведущим являлся Евгений Мартынов. В ту пору как раз зазвучала песня Давида Тухманова «День Победы», на одном из концертов меня так здорово с ней приняли, что я наконец осознал свои способности, понял, что многое могу. Можно сказать, с того момента я и веду тот самый «отсчёт».

– На чём будет сделан акцент в предстоящем юбилейном концерте в Кремле?

– Все песни, которые я исполню, – это песни о любви. Любовь – чувство, о котором нельзя «орать на всю Ивановскую», поэтому и название у концерта такое – «Любви негромкие слова». Сначала мы покажем видеоролик, который я смонтировал собственными руками: отрывки из фильмов, где я пел. За кадром, в кадре, где-то моим голосом пели знаменитые актёры: Олег Янковский, Юрий Соломин, Александр Ширвиндт и другие. Многие даже не знают, что я исполнял песни в тех или иных картинах… Потом спою самые ранние мои песни, затем романсы, которые сыграли в моей жизни огромную роль. Исполню и песни Фрэнка Синатры, Шарля Азнавура, Джо Дассена. Их записи я слушал и любил с юности, когда ещё и не думал стать певцом. Я не стараюсь подражать им, прежде всего пытаюсь передать характер произведения, мелодику языка. Когда у меня в прошлом году были большие гастроли по США, я там пел целый блок песен Синатры, и, помню, на концерте в Сан-Диего, где было много коренных американцев, мне сказали: «В следующий раз привозите целую программу из репертуара Фрэнка Синатры. Нам очень понравились ваша манера, произношение и подача». Мне это было приятно.

У меня много дуэтных программ с артистками кино и театра. И особенно приятно, что даже после первого выступления у зрителя складывается ощущение, что мы уже давно поём вместе на сцене. На концерте в Кремле я спою дуэтом с Валерией Ланской, Анной Большовой, Татьяной Абрамовой. С ними я работаю в программе «Леонид Серебренников и его Леди», с этой программой мы объездили много городов и стран. Также будут звучать на концерте и советские классические песни, которые давно полюбились нашему зрителю.

– Леонид Фёдорович, а почему вы сейчас не поёте в кино?

– Действительно, последняя подобная работа была у меня в сериале «Петербургские тайны» в 1994 году… Понимаете, в своё время музыку для кино писали профессиональные композиторы. Они ориентировались на определённых актёров, и им нужен был певец, который попал бы в образ данного артиста. Сейчас песни либо звучат за кадром, либо их поют сами актёры. Серьёзного отношения к песне в кино нет. Никита Богословский даже по этому поводу пошутил: «Раньше я думал, что сочиняю песни для кино. Оказалось, я писал саундтреки». Но вот ведь парадокс: сколько времени прошло, половину тех фильмов советских уже не помнят, а песни из них звучат, поются, перепеваются…

– Вы играете на семиструнной гитаре более 30 лет. Много у вас гитар поменялось, какие мастера делают для вас инструменты?

– Сначала у меня была обыкновенная гитара Шиховской фабрики. Потом я купил инструмент за 25 рублей – ленинградского производства, шестиструнку, переделал её на семиструнку, с двойной декой для большего звучания. Когда стал регулярно с гитарой выступать, понял, что мне нужен очень хороший инструмент. И заказал у мастера уже серьёзную гитару – из палисандра, древесины бразильского тропического дерева, с интересной инкрустацией. И другому мастеру почти такой же инструмент заказал, но помощнее. Одна у меня теперь такая «боевая» гитара, я с ней езжу по гастролям. А вторая – для особых, самых важных концертов. Ещё у меня есть гитара конца XIX века. Один парень как-то пришёл на моё выступление и сказал, что у него осталась гитара от отца и он хочет мне её подарить. И вот он принёс какой-то мешок и достал из него – отдельно гриф, отдельно разбитую деку и разбитые колки. В общем «дрова». Я попросил одного мастера посмотреть всё это, он ответил: «Легче новую сделать». Но я не смирился с «приговором» и в течение двух недель все куски старой гитары склеил. Потом отполировал инструмент и сейчас на нём иногда играю.

– Леонид Фёдорович, ваш сын Владимир имеет какое-то отношение к музыке, к сцене?

– Володя любит музыку, у него очень хороший слух, но, видя мои «мытарства», он по моей дорожке не пошёл. Он успешно работает системным администратором в одном из московских банков… Пользуясь случаем, хочу пригласить читателей вашей газеты на свой концерт в Кремле 21 марта!

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram