Александра АДАБАШЬЯНА называют «человеком Ренессанса» за то, что он преуспел в каждой из киноспециальностей. Названия фильмов, в которых он работал как сценарист и художник, говорят сами за себя: «Пять вечеров», «Очи чёрные», «Раба любви», «Родня», «Сибириада» и др. Актёра Адабашьяна узнала вся страна после показа «Собаки Баскервилей». В 90-е, когда в России кино практически не снималось, он заработал в Италии «Серебряного пегаса» и Премию имени Феллини за лучшие сценарии. А его режиссёрский дебют «Мадо, до востребования» признали в Каннах лучшим французским фильмом. На выходе у Александра Артёмовича фильм под условным названием «Перелётные дети», где он выступил соавтором сценария, художником и актёром.
- Александр Артёмович, после «Собачьего рая» это уже второй детский фильм. Вы всерьёз занялись возрождением детского кино?
–Никакого плана возрождения нет, но это то, что мне нравится делать. В фильме задействован мощный актёрский состав: Елена Сафонова, Дмитрий Певцов, Алёна Бабенко, Владимир Ильин... И все сразу соглашались, несмотря на то что бюджет у нас небольшой. Потому что сказка – жанр, о котором все мечтают. Даже у музыкантов при слове «сказка» брови взлетали: «Давайте, давайте – интересно». Картина не просто детская, а многоэтажная. Есть и детская история, и история взрослая, каждый считывает то, что ему близко.
– Вы говорили, что фильм «Собачий рай» провалился в прокате...
– Проката у нас как такового не было, но там, где фильм показывали, залы были полные. На разных фестивалях фильм получил пять призов, а наша девочка Аня Коренева даже умудрилась получить приз за лучшую женскую роль. Потребность к таким фильмам есть, но нет проката. Потому что большинство прокатных контор в нашей стране принадлежат американцам, а у них нет никакого интереса в поддержке российского кино. Им выгоднее запускать попкорновые блокбастеры, которые гарантированно принесут деньги. А уж показывать детское кино – вообще убыточное мероприятие. Рекламу туда абы какую не вставишь, да и билеты должны быть дешевле.
– Что нужно сделать, чтобы детское кино возродилось?
– Должна быть целая программа: детские кинотеатры, картины, субсидированные российским бюджетом... Возрождением детского кино должно заниматься государство, вопрос не только художественный, но это ещё и вопрос воспитания и образования. Ситуация с образованием у нас катастрофическая! Когда к нам на кастинг приходили дети 6–7-х классов, то они даже не знали, кто такой Пётр Первый. А про Леонида Брежнева говорили, что он воевал с Наполеоном Бонапартом!
– У вас шестеро внуков. Они смотрели «Собачий рай»?
– Смотрели, и им очень понравилось. Но мои внуки не принадлежат к детям среднестатистического образования. Их родители с ними активно занимаются. Они читают, ходят в театр, на выставки, много чем интересуются. У них кругозор шире, чем у детей, которые смотрят только телевизор, играют в компьютерные игры и учатся, чтобы сдать ЕГЭ. Кто-то правильно сказал, что в наших школах готовят пенсионеров к отгадыванию кроссвордов.
– Есть мнения, даже в педагогической среде, что ЕГЭ приводит к унифицированному сознанию и специально внедряется, чтобы было легче управлять массами...
– Надеюсь, что сатанинского заговора здесь нет. ЕГЭ – типичная американская система рационализировать любой процесс. Просто и удобно. Результат работы можно прогнозировать на любой стадии, как в производстве. Если есть стандарт на гайки, их можно заказать на любом заводе. ОТК проверит и поставит клеймо. Вот и с унификацией знаний стало всё проще. Для ЕГЭ не требуется огромных умственных усилий. Всю русскую литературу поместили в небольшую книжку-дайджест. «Война и мир» – 5 страниц, весь Антон Чехов – 6 страниц. Нужно прочитать и запомнить, что Анна Каренина – героиня Льва Толстого, которая бросилась под поезд. А потом правильно ответить на вопросы: «Анна Каренина – женщина-космонавт, косметолог или героиня романа Толстого?» или « Что сделал Раскольников со старушкой? – Дал ей денег, убил или устроил в дом престарелых?» Этого достаточно, чтобы пройти ЕГЭ. Такой процесс обучения не приучает мыслить и иметь собственное мнение.
– Вы проявили себя практически во всех кинопрофессиях. Сами кем себя прежде всего считаете?
–Наверное, художником и сценаристом. Хотя со временем начинаешь понимать, насколько все кинопрофессии связаны между собой. Трудно написать хороший сценарий, не имея представления, как это должно визуально выглядеть на экране. А побывав в шкуре актёра, знаешь, как следует написать, чтобы помочь артисту, чтобы ему там было что играть.
– Психологи говорят, что в профессии разбрасываться не надо. Не думаете, что если бы уделяли внимание чему-то одному, то добились бы больших результатов?
– Психологи правы, когда так говорят о профессии врача или адвоката. А в кино много посредников: сценаристы, актёры, режиссёр, операторы, монтажёры. Конечный результат распылён между всеми действующими лицами. И чем больше ты знаешь про звенья, тем конечный результат больше соответствует тому, что ты задумал изначально.