Аргументы Недели → Культура № 6(497) от 19.02.16

Берлин-2016: Шутки в сторону

, 09:04 , Кинокритик, тележурналист

Берлинский кинофестиваль, 66-й по счёту, затаив дыхание, ждёт практически сакрального для мира кино события – 18 февраля состоится мировая премьера фильма режиссёра из Филиппин Лава Диаза «Колыбельная печальной тайны» продолжительностью 8 часов! Он просто по определению не может не победить.

Китайские мудрости

Чем хороши фестивальные китайские фильмы? В них всегда есть любезная сердцу европейца экзотика. Этнография кишит в каждом кадре. Причём в отличие от японских фильмов китайцы редко ведут агрессивное повествование. Вот и в этом году конкурсный фильм Янга Чао «Течение вспять» нашпигован буддистскими мудростями типа «Жизнь – как река, течёт и днём и ночью».

Великолепно снятая река Янцзы, по которой ведёт свою баржу молодой капитан Гао Чунь, погружает в медитативное состояние. Мимо нас проплывают берега с брошенными каменными городищами и утёсы с венчающими их буддистскими храмами. Плыл бы и плыл, но капитан даром что молодой, в нём часто просыпается неясное вожделение, и он причаливает к берегу, где всегда призывно горит огонёк в окошке, за которым его ждёт независимо от порта или пристани одна и та же девушка. С ней он совокупляется то в одежде, то для разнообразия без. Между тем по великой реке идут и снуют туда-сюда тысячи больших судов и баркасов, они то и дело гудят, а небо там и сям озаряется брызгами фейерверков. Короче, всюду жизнь, причём у китайцев обязательно поданная в виде притчи.

Европейские ценности

Среди главных соперников филиппинской «Колыбельной…» итало-французский документальный фильм «Огонь в море» режиссёра Джанфранко Роси, посвящённый проблеме североафриканских беженцев, которые добираются до острова Лампедуза в надежде на мир и счастье. Но чаще их тела выносит на берег когда-то райского острова. Фильм исследует, как происходит столкновение двух миров, и, учитывая животрепещущий характер, который эта проблема имеет сегодня в Европе, особенно в Германии.

Джордж Клуни в фильме «Да здравствует Цезарь»

А вот кто точно не получит «Медведя», так это красавчик Венсан Перес, который известен по многим фильмам, в том числе «Королева Марго». Снимался он и в фильме «Линия жизни» у нашего мэтра Павла Лунгина. Впоследствии став режиссёром, Перес на фестивале представил немецко-французско-английский фильм «Одни в Берлине». Тема – борьба семьи простых рабочих, потерявших единственного сына на войне, с нацистской идеологией Третьего рейха. Борьба эта велась кустарным способом. После работы герой надевал перчатки и на обычной почтовой открытке пером выводил антифашистские лозунги. Жена ему помогала подкладывать открытки на ступеньки лестниц правительственных учреждений, откуда почти все они, больше 250, попадали прямо в гестапо. Взбешённые руководители SS требуют немедленной поимки неведомого бунтовщика, но ему удаётся совершать своё «чёрное» дело с 1940 по 1943 год, и только нелепая случайность выдаёт его с головой. Но, несмотря на большой бюджет, «Списка Шиндлера» из «Одних в Берлине» не получилось. Хотя фильм честный-пречестный, правильный-преправильный, и камера всегда снимает того, кто говорит…

Другой толерантный фильм только уже на современную тему снял француз Андре Тешине «Быть 17-летним». Фильм развивает универсальную тему примирения враждующих сторон. Помню, в своё время Берлин радостно показал фильм «Священник», где проблема католиков и протестантов решалась полюбовно в прямом смысле этого слова: католический священник и протестантский юноша приходят к согласию в области чувств и про конфессиональные разногласия как-то забывают.

Тешине предлагает по этой же схеме решить вопрос с выходцами из Северной Африки. Оказавшись в одном классе, 17-летние Дамьен (белый) и Томас (смугловатый) сперва всячески мутузят друг друга, причём продолжают это делать и тогда, когда героиня, мать Дамьена, приглашает Томаса пожить к себе домой, пока его мать в больнице. Действие происходит в горной местности, и для выяснения отношений юноши отправляются на какую-то роскошную альпийскую поляну. Изрядно поколотив друг друга, они прячутся от дождя в пещере, где Томас угощает сверстника папироской, набитой понятно чем. В следующем эпизоде он уже купается в холодной горной речке нагим, после чего Дамьен уже дома лихорадочно листает в Интернете соответствующие страницы. Интересно, сможет ли Германия воспользоваться французским рецептом?

Наименее спекулятивным и наиболее художественно убедительным предстал в этом году немецкий фильм режиссёра Анни Зохры Беррахед «24 недели», снятый камерой с плеча, но без противного чрезмерного дрожания. Герои, благополучные немцы, муж и жена, любят друг друга и душевно, и телесно. Момент истины наступает, когда герои решаются завести второго ребёнка, и современная медицина обнаруживает не только его пол, но и предсказывает риск синдрома Дауна и практически неизлечимого порока сердца. Героиня было решается сохранить беременность, но потом, пройдя по спецзаведениям для даунов и больницам, где бедных малюток держат в специальных саркофагах, чтобы они не погибли от сердечной недостаточности, на 24-й неделе беременности принимает решение об аборте. Это такой срок, что мальчик может родиться уже живым… Выходит, что цель – избавить его от страданий – оправдывает средства – убийство практически живого человеческого существа! Это на сегодня самый эмоциональный и дискуссионный фильм конкурса, снятый «на одном дыхании», с очень убедительной работой актрисы Джулии Дженш в главной роли. Интересно, оценит ли её работу высокое жюри?

Американские радости 

США представлены большими голливудскими студиями. Universal на открытии показал «Да здравствует Цезарь», а WB в конкурсе порадовал будущим шлягером проката – фильмом «Специальная полночь». Понятно, что утомлять свои народы и подвластные их прокатным сетям территории мира серьёзной проблематикой они не собираются. «Коснуться до всего шутя» решили на сей раз и авторы «Цезаря», известные «приколисты» братья Коэны. Правда, в отличие, скажем, от Тарантино они бывают сентиментальны. Вот и в этот раз увлеклись фигурой своего главного героя – голливудского магната Эдди Мэнникса (Джош Бролин). Но авантюрный сюжет ушёл на второй план, споткнувшись о личность этого настоящего хозяина жизни, готового выдержать бой с её выкрутасами.

А гадюка-жизнь подсовывает ему одно испытание за другим. Вот в съёмочном павильоне матросики, лишённые женского общества, танцуют друг с другом неприличные в их исполнении танцы. А тем временем коварные коммунисты крадут исполнителя роли Цезаря Джорджа Клуни, подсыпая ему порошок в чашу вина во время съёмок. Представители Коминтерна требуют от Эдди Мэнникса сто тысяч долларов (действие происходит в начале 50-х), а получив деньги, ночью при луне добираются на вёсельной шлюпке до условного места в заливе, где всплывает русская подводная лодка, чтобы забрать в Москву резидента. Вот такое вот братья Коэны предоставят нам удовольствие.

«Специальная полночь» (в прокате может быть другое название) режиссёра Джефа Николса тоже стремится доставить зрителю поучительную радость. Во-первых, историей, насыщенной перипетиями. Во-вторых, букетом самых разных жанров. Здесь и научная фантастика, и дорожное кино, и триллер, и социальный памфлет. Сюжет строится на том, что 8-летний мальчик, сын разведённых мужа (Майкл Шэннон) и жены (Кирстен Данст) обнаруживает невероятные способности и творит чудеса. За ним начинает охоту очередная американская религиозная секта, а после за спровоцированным мальчиком метеоритным дождём к его поискам подключается и ФБР.

Итак, фестиваль ещё шипит и пенится, и о том, что на нём будет интересного, я расскажу в следующем номере. А тем, кто хотел бы посмотреть дневник фестиваля, встретиться с его звёздными участниками и увидеть счастливых победителей (заодно проверить мои подозрения), предлагаю посмотреть «Тихий дом» на Берлинском МКФ на Первом канале в субботу 20 февраля в 00:40.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram