Заслуженная артистка России Наталья ЩУКИНА дебютировала в кино у Эльдара Рязанова в картине «Дорогая Елена Сергеевна». Позже актриса снялась ещё в трёх фильмах недавно ушедшего из жизни мастера: «Небеса обетованные», «Ключ от спальни» и «Андерсен. Жизнь без любви». Зрителю хорошо знакомы работы Натальи в таких фильмах, как «Интердевочка», «Настя», «Подмосковные вечера», «Всё включено», «Весёлые ребята» и др. А на днях на экраны страны вышла новогодняя комедия «Страна чудес», где актриса выступила в непривычном для себя образе.
- Как вы оцениваете юмор этой новогодней комедии? Насколько вы похожи на свою героиню?
– О качестве юмора можно судить хотя бы по тому, что в «Стране чудес» присутствует в полном составе «Квартет И» и что режиссёром картины стал Дмитрий Дьяченко, снявший «О чём говорят мужчины» и «День радио». Мне самой было очень интересно поучаствовать в комедийном фильме. В театре Ленком, где я служу много лет, в таком жанре и работаю, в кино – реже. Что касается моей героини, это мой условный поклон в сторону гламурных девиц, которые считают себя очень образованными, понимающими толк во всём. Думают, что с их мнением все должны считаться и всем безумно интересно, как они развлеклись на заграничном побережье да за чужой счёт. Понимаете, люди порой сами назначают себя социально выше других. На дороге они готовы подрезать любую машину, которая выглядит дешевле их авто. Да и среди нашего брата-артиста таких много. Я же иногда вообще говорю, что я не артистка…
– Почему?
– Потому что артистки себя как бы очень любят, они себя «несут». А я не несу, хотя временами, может, и стоило это сделать, чтобы немножко поменять отношение людей к себе.
– Наталья, образец классической новогодней комедии – «Ирония судьбы, или С лёгким паром» Эльдара Рязанова. Вы много работали с великим режиссёром. Как началось ваше сотрудничество?
– Я познакомилась с Эльдаром Александровичем, когда только закончила школу. Он как раз искал актёров для картины «Дорогая Елена Сергеевна». Уже многих перепробовал, в том числе студентов Школы-студии МХАТ, но никто не подошёл. Рязанов хотел, чтобы были настоящие подростки. Но, поскольку нагрузка на них ложилась серьёзная, чтобы и артистические способности у претендентов были адекватные.
Как-то ассистентка Рязанова шла мимо Театра на Красной Пресне под руководством Вячеслава Спесивцева, где я занималась, и увидела рекламные фотографии из спектаклей. На снимках был и Дима Марьянов, который на тот момент уже снялся в картине «Выше радуги». Ассистентка узнала его и привела на один из наших спектаклей Эльдара Александровича. Ему постановка понравилась, он отобрал несколько человек, позвал на пробы. Вот так всё и началось… Мне было легко работать с Мариной Неёловой, которая играла учительницу. Она много подсказывала, советовала во время съёмок. Марина Мстиславовна и в последующем мне помогла. Когда я поступала в театральный институт, она взяла надо мной шефство по части того, во что я буду одета при поступлении. Привлекла к этому покойную, царство ей небесное, Иру Метлицкую, которая отличалась величайшим вкусом в одежде и вообще была интересной личностью. Мы втроём встретились в театре «Современник». Ира принесла какие-то свои наряды, и среди них было чёрное элегантное платье, которое мне очень подошло. Это платье я отдала маме. Мама сняла с него мерки и сшила платье, в котором я в итоге поступила.
– Как вы в дальнейшем общались с Эльдаром Александровичем? Когда в последний раз виделись, созванивались?
– У нас не было такого постоянного общения, мы всё-таки люди разных поколений. Прошло несколько лет, прежде чем он позвал меня на картину «Небеса обетованные», где я играла невесту героя Олега Валериановича Басилашвили. Я тогда уже училась на третьем курсе. Могу сказать, что Эльдар Александрович был режиссёром, который прислушивался к мнению молодых артистов. В «Небесах обетованных» есть эпизод, когда я заманиваю в спальню фотографа, которого играл Станислав Садальский. Когда я утром пришла на съёмку, узнала, что Рязанов хочет снять эту сцену как некую реплику из «Маленькой Веры», недавно вышедшей. Та самая знаменитая постельная сцена, где героиня Натальи Негоды «восседает» на герое Андрея Соколова. Я не была в восторге от подобного замысла, дождалась, пока Эльдар Александрович сам мне об этом сообщит, и попыталась объяснить свою позицию. Мол, вопрос даже не в том, обнажаться или не обнажаться, но это будет немножечко не в жанре. И Эльдар Александрович, к моему удивлению, согласился… хотя в той картине, мне всё равно пришлось раздеться.
А последний наш разговор с Рязановым состоялся года три назад. Я звонила ему, чтобы поздравить с днём рождения. Он собирался в Германию на операцию, и было непонятно, как она пройдёт, что принесёт. Но Эльдар Александрович в очередной раз меня потряс. Он сказал: «Сейчас я съезжу на операцию, вернусь, и мы зажжём!» В этом и был весь Эльдар Александрович: несмотря ни на что, несмотря на боль и болезни, – «зажжём!»