> В БДТ сыграют легендарный спектакль «Роза и Крест» - Аргументы Недели. Петербург

//Культура

В БДТ сыграют легендарный спектакль «Роза и Крест»

28 декабря 2015, 10:40 [ «Аргументы Недели. Петербург» ]

globallookpress.com

Накануне, 27 декабря, на малой сцене БДТ им. Г.А. Товстоногова сыграли спектакль-легенду – «Розу и Крест» по поэтической драме Александра Блока. Историю о «низком времени» и высоких порывах души, которые сохранили некоторые его представители, вопреки окружающей пошлости, фальши, жестокости.

Впервые "Розу и Крест" сыграли на этой сцене в 1980 году. В роли режиссера выступил артист товстоноговского БДТ Владимир Рецептер. Он же сыграл роль сторожа Бертрана, прозванного Рыцарем-Несчастьем.

О сегодняшнем спектакле порталу «Фонтанка.ру» рассказал сам Рецептер:

Как режиссер я тоже начался в БДТ. Театр «Пушкинская школа», который сегодня будет играть «Розу и Крест» на сцене БДТ, родился только потому, что я прошел школу Товстоногова. В 1980 году на три последних репетиции в зал вошел Георгий Александрович. А посмотрев то, что мы сделали, он поверил в меня как в режиссера, сказал своему легендарному завлиту Дине Морисовне Шварц: «За 32 репетиции он повел за собой актеров и поставил спектакль».

Вчера вечером мне показалось, что он снова вошел в зал. И с ним вошли Евсей Кутиков – великий мастер по театральному свету и композитор Семен Ефимович Розенцвейг, чья музыка звучала в спектакле тогда и прозвучит сегодня. И Дина Морисовна. Сегодня два времени слились в одно, и я – та нить, который их соединяет. И я так же, как 35 лет назад, раздам роли, но другим актерам, и зритель будет другой.

Тогда на сцену вышел Изиль Захарович Заблудовский, грандиозный актер, который в трех вариантах моего спектакля играл менестреля Гаэтано. Это рядом с ним я играл Рыцаря-Несчастие Бертрана. Когда Заблудовского не стало, я не счел возможным продолжать играть без него. Поэтому сегодня на сцену выйдут мои ученики: Павел Хазов вместо меня, а Денис Французов – за Заблудовского. Но мы снова на малой сцене БДТ. И на вчерашней репетиции я почувствовал, что все, кто были тогда на сцене, помогают нам сейчас. И мне показалось, что Георгий Александрович в зале посапывает.

Почему мы играем именно здесь? Потому что БДТ объявил этот сезон сезоном Товстоногова. Для меня это неформально, и я понял, что это неформально для Андрея Могучего. И спектакль наш мы тоже посвящаем Товстоногову. Поэтому – мое волнение, моя надежда, моя попытка организовать эту встречу. Без пафоса. По делу.

Тот спектакль был построен художником Эдуардом Кочергиным, постоянным соавтором Товстоногова. Слава богу, он и сейчас с нами.

И еще одна история, связанная с Блоком. Тогда, в 1980 мы хотели назвать малую сцену именем Блока. Который открывал БДТ в 1919 году. Который мечтал о постановке своей пьесы «Роза и Крест» на сцене БДТ. Который 1920 году провел три репетиции этой пьесы в БДТ, но ему запретили её ставить и он вынужден был извиниться перед актерами. И я, придя в БДТ, застал актрису Нину Флориановну Лежен, которая рассказала мне об этих репетициях. Так что сегодня вечером на малой сцене БДТ соединятся даже не два, а три времени. И мы попробуем честно, правдиво и строго прочесть-сыграть Александра Блока.

АН


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Мнение

Кто убил сыновей Мадждал Шамса: оценка ситуации

Известно, что Хезболла привыкла реагировать на убийства мирных жителей в Ливане, нанося ответные удары по сионистским военным базам и объектам. В последнее время партия доказала операциями своих дронов-разведчиков «Худхуд-1», «Худхуд-2» и «Худхуд-3», которые уже собрали и продолжают собирать много военных секретов врага, а также полевыми действиями, что она довольствуется нанесением ударов лишь по немногим из своих военных и стратегических целей, и что Исламское Сопротивление в Ливане способно поразить их большее число, но этого намеренно не делает. Скорее Сопротивление на данный момент просто демонстрирует свою способность нанести огромный ущерб сионистской военной структуре и этим ограничивается. Для него нет нужды нацеливаться на футбольные стадионы, чтобы нанести ощутимые потери силам противника. К тому же сам Мадждал Шамс имеет особую культуру и историю, отторгающую попытки иудаизации и не приемлющую нормализацию отношений с оккупантами.