Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура

«Геликон» восстановит легендарного «Онегина» 1922 года

, 17:42

Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана 23 декабря 2015 года представит вторую премьеру 26-го театрального сезона. На сцене зала «Стравинский» в историческом здания театра (ул. Большая Никитская, 19) воссоздадут постановку оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин», осуществленную Константином Сергеевичем Станиславским в 1922 году.

Опера «Евгений Онегин» в жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского занимает особое место. Сам пушкинский сюжет для него был очень личностным, имел семейные истоки. Мать композитора Александра Андреевна, будучи ученицей Патриотического института, в своих тетрадях по «Пиитике» делала записи о только что вышедших главах «Онегина». А история ее знакомства и затем замужества с Ильей Петровичем Чайковским во многом напоминает встречу пушкинской Татьяны с будущем супругом. Так онегинский сюжет зрел в сознании Чайковского с раннего детства.

Уже осенью 1922 года спектакль переехал на большую сцену – 24 ноября «Онегин» был впервые показан на сцене Нового театра (ныне Российский академический молодежный театр). Музыкальной частью руководил Николай Семенович Голованов, он же дирижировал теми спектаклями, в которых участвовал оркестр Большого театра, остальные шли с собственным оркестром студии. С 1924 года музыкальным руководителем студии стал дирижер Вячеслав Иванович Сук.

 

За неполные 80 лет своего существования «Онегин» в постановке Станиславского был сыгран 2098 раз. За эти годы через постановку прошло несколько поколений артистов, дирижеров и т.д. Именно в студии Станиславского зимой 1925-1926 годов партию Ленского впервые исполнил никому еще неизвестный 23-летний Сергей Яковлевич Лемешев.

Во время всех переездов и переносов по просьбе Станиславского спектакль максимально сохранил свою первоначальную идею, а также основу

сценического оформления – портик зала дома в Леонтьевском переулке. Поставленный практически в домашних условиях спектакль стал с одной стороны возвращением к «лирическим сценам» Чайковского, а с другой стороны открыл новую эпоху в истории русского оперного режиссерского театра.

Художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман считает, что «наш «Евгений Онегин» – не мертвая реставрация, а скорее постановка по мотивам Станиславского; спектакль, в котором возрождаются его принципы работы и сохраняется внешний рисунок мизансцен. Наполнение этого рисунка будет идти по методу Станиславского, но уже сегодня. Мне кажется, что к настоящему времени мы, режиссеры, натворили очень много всего: сногсшибательные концепции, безумные решения, переносы действий… Мы сделали большой прогресс, но движемся по спирали развития искусства от чувственного театра к театру концептуальному. И сейчас самое время сделать этот романтичный, красивый, приподнятый спектакль на московской сцене, чтобы он продолжал жить. В моей жизни было несколько попыток вернуться к нему: дипломная работа со студентами ГИТИСа, спектакль в Тарту (Эстония)… Даже мои собственные постановки – «Евгений Онегин» в Стокгольме и в родном «Геликоне» – испытали влияние Станиславского».

Премьерные спектакли состоятся с 23 по 27 декабря 2015 на исторической сцене театра «Геликон-опера» по адресу: Большая Никитская, 19/16. 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram