Актёр Иван КОЛЕСНИКОВ родился в семье популярного актёра Сергея Колесникова. И если его старший брат Александр пошёл по стопам своего деда – архитектора Александра Великанова, то Иван продолжил династию своего отца. Снялся в сериалах «Институт благородных девиц», «Колдовская любовь», «Три звезды» и др. Одна из новых работ Ивана – фильм Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи», снятый по рассказам Сергея Довлатова, где он сыграл главную роль – журналиста Андрея Лентулова. В запасе у актёра – исторический сериал «София Палеолог».
- Иван, главного героя в фильме «Конец прекрасной эпохи» искали целый год. Почему Станислав Говорухин выбрал именно вас? Чем вы его зацепили?
–Я пришёл буквально за месяц до начала съёмок. В тот день, когда мне сообщили о пробах, у моего лучшего друга был день рождения. Я поехал его поздравить, а утром отправился на пробы. Помню, у меня было жуткое похмелье. Станислав Сергеевич посмотрел на меня и спросил: «Ты куришь?» Я говорю: «Курю». – «А выпиваешь?» – «Выпиваю!» На что он сказал: «Ну хорошо, тогда давай попробуем». Видимо, Говорухину понравилось, что я обладаю теми же недостатками, что и главный герой картины Андрей Лентулов.
– Кто и как помогал вам погружаться в атмосферу 60-х годов?
–Для меня это было нетрудно, ведь я с детства был наслышан от моего дедушки и его друзей о том времени. Дед мой, архитектор Александр Великанов (театр Натальи Сац – одна из его работ), дружил с писателем Андреем Битовым, который, в свою очередь, хорошо знал Сергея Довлатова. Можно сказать, что дедушка, был знаком с Довлатовым через третьи руки. И вот я во время моей продолжительной жизни в Петербурге ходил вместе с дедом по рюмочным и наблюдал, как они общаются с Битовым. Мне было интересно всё: о чём говорят, чем интересуются, с каким спокойствием относятся ко всему, что происходит вокруг... Для погружения в атмосферу 60‑х Станислав Говорухин рекомендовал мне посмотреть старый советский фильм Сергея Герасимова «Журналист». Он такой же чёрно-белый и рассказывает про любовь, которая ни к чему не приводит. Это оказалось интересно, ведь тогда и снимали иначе и актёры ходили по-другому. А Станислав Сергеевич хотел передать именно то время. С Говорухиным очень интересно работать. Он немногословен, но всегда чётко и ясно даёт понять, что ему нужно в кадре. У меня не было никакого специального грима – снимался, что называется, как есть. Кстати, на премьеру фильма я пригласил и своего дедушку, и его друга Андрея Битова. Фильм им очень понравился. Видимо, Станиславу Сергеевичу удалось передать то время, желания, медлительность, иронию, отношение к жизни.
– Станислав Говорухин запретил вам читать о Довлатове, о его биографии, чтобы подспудно не сыграть его...
–Желание режиссёра понятно, ведь мы снимали компромисс. Но не читать про Довлатова было нельзя. Это как материал, как сценарий. А если ты знаешь чуть больше, чем сценарий, то твоя актёрская работа только выигрывает. Произведения Сергея Довлатова мне очень нравятся, нравятся его стиль, его ирония, нравится, что всё легко и очень знакомо. Довлатов писал о своём времени, но все его произведения актуальны и сегодня.
– Что для вас было самым сложным при работе над ролью?
–Станислав Сергеевич говорил, чтобы я был сдержанным, не делал лишних движений, не говорил лишних слов. Мне, энергичному, постоянно сдерживать себя было тяжело.
– Станислав Говорухин назвал вас открытием, хотя вы снялись во многих сериалах...
– У Говорухина есть такая тенденция, что все, кого он снимает в первый раз, становятся известными. Не знаю, буду я открытием или нет, время покажет. Но после выхода фильма «Конец прекрасной эпохи» мне стало больше поступать предложений в большое кино.
– В отличие от Андрея Лентулова, у которого лишь лёгкие романы с женщинами, вы женились в 18 лет, и у вас уже две дочери. Насколько этот герой вам близок?
–Андрей Лентулов мне близок на сто процентов. Я понимаю его отношение к жизни, к женщинам. Просто он не встретил ту единственную, которая бы его остановила. Если говорить про Сергея Довлатова, то такой женщиной для него стала его жена, которая уехала в Америку. Он жил в Москве, писал, а потом понял, что не может без жены, без дочки, без семьи. И уехал.
– Фильм снимали в Таллине. Как местные жители к вам относились?
– Люди к нам замечательно относились, помогали. И в роддоме, и на улицах, и в кафе. Помните случай с Лентуловым, когда его отправили в роддом сделать репортаж о рождении 400-тысячного гражданина Таллина? Так вот, в Таллине до сих пор 400 тысяч жителей! Точно так же, как при Довлатове! В Таллине есть много всего, связанного с ним. Есть квартира, где он жил, какие-то маршруты. Для массовых сцен нам часто требовались люди из числа местных жителей, и найти их не составляло никакого труда. Для них было большим удовольствием сниматься в фильме, связанном с именем Довлатова. А один раз был случай – ко мне на съёмку прилетала дочка вместе с моей мамой. И когда они ехали в город из аэропорта, разговорились с таксистом, и тот рассказал им, как однажды подвозил Довлатова в редакцию.
– В кино вам чаще всего достаются роли негодяев, приспособленцев. За что вам такое?
– Видимо, внешность у меня такая. Но я из-за этого не переживаю. Играть негодяев интереснее. У них больше переживаний, эмоций, чем у положительных героев.