Аргументы Недели → Культура

«Геликон-опера» будет удивлять былиной «Садко»

, 16:05

В открывшемся после реконструкции театре «Геликон-опера» с 12 ноября по 2 декабря 2015 года состоится первая премьера – опера-былина «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.

Это первая постановка под звёздным небом уникальном зала «Стравинский» «Геликон-оперы». Сценическая машинерия, которой оснащен театр, в полной мере позволит увидеть чудеса оперы: будет переносить с земли на морское дно и возвращать обратно на землю. Вагнеровские тенора, вагнеровский оркестр и русский хор звучат в акустике зала на Никитской, открытия которого так долго ждали. Партию Садко с полным правом можно назвать вагнеровской. Да и сама идея оперы-песни, оперы о песне не чужда Вагнеру, автору «Тангейзера» и «Нюрнбергских майстерзингеров». Конечно, опера-былина – не только о певце и о песне.

«Для меня в этой опере Римский-Корсаков раскрывается как философ, подобно вагнеровским драмам, он создает три мира: мир реальный, мир подводный – в значении секретный мир подсознания и мир небесный, который находится над всеми этими мирами. Именно он возвращает Садко к самому ценному, что у него есть – семье. Эта ценность важнее всей политики, всех идей, пусть даже самых прогрессивных. Все подвиги должны совершаться во имя самых близких людей, а не во имя лозунгов и амбиций», так оценивает важность постановки этой оперы режиссер-постановщик, художественный руководитель театра Дмитрий Бертман.

Сюжет оперы идеально подходил именно для Римского-Корсакова — морского офицера, недавно вернувшегося из плавания. Картина открывается мелодической фигурой из трех нот. Но вполне проходной оборот композитор превратил в настоящий символ моря-океана, пребывающего в беспрестанном движении. Да так, что сам Серов удивился: «Эта музыка действительно переносит нас в глубь волн…». История о появлении на земле реки Волховы — тоже очень корсаковская. Мальчиком он каждый год переправлялся через Волхов по пути из родительского дома в Тихвине в Морской кадетский корпус в Петербурге.

«Содержание оперы-былины «Садко» заимствовано главным образом из различных вариантов былины «Садко, богатый гость» (сборники Кирши Данилова, Рыбникова и других) в соединении со сказкою о Морском Царе и Василисе Премудрой (Афанасьев, «Русские народные сказки»), а некоторые частности — из стиха о Голубиной книге, а также из былины «Терентий-гость» и других. Многие речи, а также описания декораций и сценических подробностей заимствованы целиком из различных былин, песен, заговоров, причитаний и т. п. Либретто есть только вспомогательное средство для ознакомления с содержанием и подробностями оперы, а отнюдь не самостоятельное литературное произведение», — сообщает Римский-Корсаков.

Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием; Николай II собственноручно вычеркнул ее из репертуара.

Премьерные спектакли «Садко» в 1898 году  исполнялись артистами Московской частной оперы С. Мамонтова в «Театре на Никитской» - в здании по тому же адресу, где в 1990 г. был открыт и куда сегодня возвращается театр «Геликон-опера». 

В нынешней постановке оперы задействована практически вся труппа театра «Геликон-опера», звезды, мастера театра и новое молодое поколение.



 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram