Актёр Олег ШТЕФАНКО, как говорится, живёт на две страны, на два города. В Лос-Анджелесе у него семья, а в Москве работа. Стал известен благодаря фильмам «Битва за Москву», «В поисках капитана Гранта», «Лесник». В запасе у Олега сериал «Таинственная страсть», где он сыграл писателя Юрия Нагибина. По словам актёра, с Нагибиным ему приходилось видеться в 80-е годы на банкетах, когда он работал в Малом театре.
- Ваша партнёрша по сериалу «Лесник» Анна Большова не узнала в вас капитана Джона Манглса из фильма «В поисках капитана Гранта», в которого была влюблена в школьные годы...
– Я часто встречаю взрослых дам, которые говорят: «Ой, вы знаете, когда я была ребёнком...» Слышать такое для меня немного странно. Живёшь, работаешь, не замечая своего возраста, а потом оглядываешься, и оказывается, что этому фильму уже 30 лет.
– Его до сих пор показывают по ТВ. Как вы вспоминаете о том времени? Поклонниц, наверное, у вас было хоть отбавляй?
– Я снялся в фильме, и меня тут же забрали в армию, в инженерные войска. Мне было 26 лет, откладывать дальше было некуда. Премьеру смотрел вместе с однополчанами, поэтому насладиться всеми прелестями своей популярности мне не удалось.
– Читала, что ради «Лесника» вы отказались от съёмок в фильме «Миссия невыполнима»...
– Мне предлагали сниматься не только в «Миссии», но и в «Крепком орешке». Но я подписал контракт, и подводить продюсера не считал правильным. Люди вложили в меня деньги, всё бросить и куда-то уехать – непорядочно. Всех денег не заработаешь, а неподмоченная репутация – важная штука.
– В США вы уехали в 1992 году. На чём основывалась ваша уверенность, что у вас всё получится?
– Я уехал в никуда, даже не знал, что именно должно получиться. Хотелось финансовой стабильности, возможности поддерживать моих родителей, чтобы моя жена и дочь жили достойно. Ситуация в стране была скверная: в театр никто не ходил, а в кино не снимали. Больше я ничего не умел, вот и решил пойти на такую авантюру.
– Переехать в Лос-Анджелес вам посоветовали Савелий Крамаров и Олег Видов. Вы раньше с ними были знакомы?
– Нет, я встретился с ними в Нью-Йорке в русском ресторане, где работал официантом. Я их обслуживал, а хозяин ресторана им и говорит: «Олег у нас тоже актёр, работал в Малом театре, в кино снимался». Мы разговорились, слово за слово, и они мне в один голос сказали: «Что ты здесь сидишь? Поезжай в Голливуд, там обязательно найдёшь работу». Я подумал: «Почему бы и нет?» Купил за 500 долларов старенький автомобиль и поехал.
– В фильме Роберта Де Ниро «Ложное искушение» вы сыграли русского разведчика. По вашим словам, с Де Ниро вне съёмок беседовали о России. Что именно его интересовало?
– Роберт – человек обстоятельный и дотошный. Свой сценарий о мировом шпионаже и разведке 40–70-х годов он писал около 17 лет, был в Афганистане, приезжал в Россию. У него были друзья из КГБ, с помощью которых он сумел ознакомиться с важными документами. Такая работа вызывает только уважение. Мы разговаривали с ним о холодной войне, о том, как американцы относятся к русским, а русские к американцам. Я ему рассказывал, что нас в школе учили, как быстро бежать в ближайшее бомбоубежище. И у них было то же самое.
– Что до сих пор удивляет в США и к чему вы не можете привыкнуть?
– Америка – богатая страна, и высшее образование там шикарное. Но когда я отдал своих детей в начальную школу, то был неприятно удивлён её уровнем. Люди даже не стесняются своей необразованности. «Олег, вы из России приехали на машине?» – спрашивают меня. Географию не знают, вычислять в уме не умеют. То, что дети у нас проходят во втором классе, у них – в четвёртом.
– Ваш сын Джон и дочь Кристина знакомы с вашими российскими фильмами?
–На премьеры в Америке они приходили, и я по их лицам видел, что им приятно. Я их фотографировал со звёздами Голливуда, они приезжали ко мне на съёмки. У нас дома есть DVD всех моих фильмов, но они не интересуются моим творчеством.
– «В поисках капитана Гранта» и «Лесника» они видели?
– Конечно, нет! Как-то я поставил сыну «Лесника» и говорю: «Джонни, посмотри экшен!» После двух минут ему стало скучно. Сын не понимает нашу жизнь – другая ментальность. Мама у меня в Донецке живёт. Я ей позвонил и говорю: «Поговори с внуком». И она начала: «Ой, внучек, у нас здесь война, стреляют, люди гибнут!» А я ей: «Мам, ну что ты ему рассказываешь? Он не знает, где Донецк!» «Нет, знаю, – сказал Джон, – это Украина. Там конфликт». Мама говорит про кровь, про войну, а он хладнокровно про конфликт. Воспринимает головой, а не сердцем. Для него мои фильмы, как и деревня с туалетом на улице, – словно из другого мира.
– А почему вы свою маму к себе в Москву не забрали?
– Она приезжала, и я её просил: «Оставайся», – а она: «Надо поехать помыть окна, на могилки сходить, за квартиру заплатить». Пытался её переубедить: «Какая квартира?! Война!», но у мамы там свой мир. Я был в Донецке перед войной, полтора года назад. Город был красавец. Мы жили в центре на улице Шекспира. Мы никогда не делили людей на украинцев и русских.