Аргументы Недели → Культура № 41(482) от 28.10.15

Играем Полякова

, 09:15

«Пьесы Юрия Полякова – редкое явление нынешней драматургии. Они очень современны, хотя написаны по классическим канонам без хаотичного новаторства, скрывающего беспомощность. Он – мастер. Кажется, это давно поняли все, кроме жюри «Золотой маски»… Эти слова принадлежат Станиславу Говорухину. Он и откроет 1 ноября в МХАТе им. Горького первый фестиваль современной русской пьесы «Смотрины».

В этом году событие целиком посвящено пьесам Юрия Полякова, которые ставят от Владикавказа до Владивостока (в одной только Москве шесть спектаклей), и они собирают полные залы, прежде всего потому, что талантливо написаны. География сценических воплощений говорит сама за себя: Санкт-Петербург, Тамбов, Мурманск, Калининград, Симферополь, Тула, Иркутск, Ставрополь, Белгород, Рязань, Оренбург, Тобольск, Тверь, Самара, Волгоград, Нижний Новгород, Владикавказ, Харьков, Пенза, Владивосток, Кишинёв, Ереван, Шымкент, Минск, Курган, Кечкемет (Венгрия), Лос-Анджелес, Сидней, Тинзин… Только-только отгремела премьера «Грибного царя» в Оренбурге. На выходе мелодрама «Как боги» в Добриче (Болгария).

Светлана Врагова в театре «Модерн» ставит мистическую комедию «Они» по пьесе Полякова «Женщины без границ». Кстати, двенадцать театров из России, СНГ и дальнего зарубежья, которые привезут свои спектакли по пьесам Полякова в Москву, сыграют их именно на сцене «Модерна». Но торжественно откроются «Смотрины» 1 ноября в МХАТе им. Горького, где увидели свет рампы четыре пьесы нашего автора. А закроется фестиваль 17 ноября на сцене Театра сатиры знаменитым «Хомо эректусом»… Театр хотел порадовать зрителей фестиваля новой «апокалиптической» комедией Юрия Полякова «Чемоданчик», где рассказывается о том, как у российского президента украли «ядерный чемоданчик» и что из этого получилось… Но не успели, премьера перенесена на декабрь…

В дальнейшем «Смотрины» должны, по замыслу организаторов, стать фестивалем современной отечественной драматургии, сориентированной на демократические основы русского театра, национальные традиции, на проблематику, волнующую широкого зрителя. Этот международный фестиваль, по замыслу инициаторов, будет своего рода смотром лучших работ, таких спектаклей, где драматурги, хорошие и разные, вкупе с театральными коллективами и режиссёрами ищут воплощение новых тем и смыслов. Создают художественные произведения, а не пытаются наскрести по сусекам самовыражения на новый скандальный «колобок», который, как обычно, уйдёт-укатится от всех – и прежде всего от здравого смысла, от искусства, от зрителя.

А пока, преодолевая кризис отечественной драматургии, театры играют Полякова. Ближайшая премьера – «Как боги» в Астраханском драматическом театре.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram