Аргументы Недели → Культура № 41(482) от 28.10.15

РИМ-2015: Эрос и Танатос

, 08:52 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! Римскому кинофестивалю исполнилось 10 лет, так что в сравнении с другими кинофорумами это фестиваль-подросток. В соревновании за приз зрительских симпатий участвовали фильмы со всех континентов. Отличаясь по качеству и принадлежа к разным жанрам, большинство фильмов касались основ человеческой жизни, а значит, они не могли миновать темы любви и смерти.

Так во французском фильме «Сумасшедшие короли» режиссёр Лорен Лафарг рассказывает нам душераздирающую историю об альфа-самце, который живёт в провинциальном городишке где-то на юге Франции и вместе с другими собутыльниками все вечера проводит в барах. Правда, у него есть любовь – Шантиль, белокурая красотка с красивым разрезом глаз. Как-то в баре какой-то горе-плейбой клеится к ней, и альфа-самец Жано даёт ему по мозгам и вроде бы уходит к машине. Но нет, ему мало поверженного тела, ему нужны трофеи. И он, забрав из машины топор, ещё и отрубает плейбою пальцы на руке. Когда через три года он вернётся из тюрьмы, то у Шантиль будет уже в разгаре роман с осанистым мясником, который на крупном плане разделывает красное мясо. Но Жано – упорный малый. Он решает избавиться от мясника. Берёт наган и не просто стреляет ему в башку, когда тот с Шантиль говорит по мобиле (так что она слышит выстрел), но и привязывает его тело к своей машине и долго возит по городу, чтобы оно стало неузнаваемым. В фестивальном каталоге написано, что это практически греческая трагедия в наши дни.

А в центре аргентинского (при участии Франции и Испании) фильма «Эва не спит» даже не убийца, а сразу труп. Режиссёр Пабло Агеро начинает свой рассказ с документальных кадров фантастических по количеству цветов и слёз похорон выдающегося политического деятеля Аргентины Эвы Перон. Правда, перед этим появится символическая фигура диктатора в чёрном обмундировании, похожем на форму СС. И в конце фильма диктатор (хорошенький Гаэль Гарсиа Берналь) скажет мантру о защите ценностей западной цивилизации. Пока же мы застаём Аргентину 1952 года, когда ещё молодой умирает любимица нации Эва Перон, и первая часть фильма посвящена её бальзамированию. При этом под руками мастера её черты ещё распрямились, она совсем помолодела. Поэтому нет ничего удивительного, когда во второй части фильма молодой солдат, который поступает в распоряжение грубого полковника для перевозки мумии Эвы неизвестно куда, оставшись в машине наедине с гробом, открывает крышку и, видя Эву, целует её. Напившиеся и подравшиеся возле гроба молодой и старый альфа-самцы – последние, кто видел Эву. Далее наступает третья часть фильма, в которой очередной переворот приводит к низвержению очередного диктатора.

Однако всех горячее в этом году оказалась на кинофестивале кровь девушек из Индии, которая была представлена фильмом режиссёра Пана Налина «Разозлённые индийские богини». В экспозиции картины сразу выясняется: все мужики вокруг либо придурки, либо сексисты, которым надо противостоять. И вот приглашение одной из девушек приехать на свадьбу сводит всех героинь вместе на уютной вилле на Гоа, куда и приезжают друг за другом актриса и певица, переводчица и топ-менеджер и т.д. Сперва героини справляют девичник, купаются в океане, гуляют по пляжам, танцуют в барах и во время стычки с пятью гопниками на мопедах умеют за себя постоять при помощи среднего пальца. Потом они резонно задают вопрос: а кто жених? Оказывается, что жених – одна из них. Первое изумление сменяется мини-исповедями каждой из них о своих собственных вполне традиционных, но часто запутанных отношениях. Но вот одна пошла на пляж подышать воздухом. Её долгое отсутствие тревожит подружек. Они отправляются на пляж и находят её изнасилованной и задушенной. Приезжает полиция и допрашивает девушек. Короче, одна из них найдёт пятерых гопников на мопедах и… Не дай бог встретиться ночью с разъярёнными индийскими богинями!

Фильм оказался самым востребованным итальянской публикой и получил главный приз фестиваля – приз зрительских симпатий.

США тоже не подкачали – фильм «Фарго. Сезон 2» продюсеров братьев Коэн, снятого телевизионным режиссёром Рэндолом Эйнхорном на самую широкую руку, т.к. в фильме воспроизводится атмосфера «одноэтажной Америки» 1979 года, рассказывает в коэновской манере холодной иронии судьбу своих персонажей, делящихся на криминальных отморозков, туповатых обывателей и элегантных полицейских. Впереди ещё много «Сезонов», так как фильм делается для ТВ, но судьба одного отморозка уже свершилась. Расстреляв трёх человек в придорожном кафе, он попадает не «под» машину, а «над» машину, пробивая своей тупой башкой лобовое стекло легковушки, которой управляла жена мясника. В таком виде – с телом на капоте и кровищей в салоне – жена мясника в исполнении Кирстен Данст приезжает домой и оставляет машину во внутреннем гараже. Когда мясник приходит домой, в машине отморозка уже нет. Выясняется, что он ещё жив, нападает на мясника и оказывается окончательно повержен. Мясник с женой бросают его на первое время в морозильную камеру. Потом мясник засовывает его в чехол и ночью везёт в свою лавку, чтобы расчленить и сделать фарш… Фильм, наверное, предназначен для семейного просмотра.

Насмотревшись на трупы и мумии, я с некоторой опаской шёл на русский фильм «Птичка» режиссёра Владимира Бека. Поразительно, но в этом фильме речь шла только об эросе, никакого танатоса. Разве что юный герой фильма, влюблённый в воспитательницу пионерского лагеря и любимый сверстницей из соседнего отряда, задушит птичку, когда увидит видеозапись сексуальной сцены, в которой добровольно участвуют его возлюбленная и воспитатель-физрук. Неразделённое чувство тем не менее не заставит его совершить низость, как предлагает влюблённая в него сверстница, и показать видеозапись директрисе. Иностранные критики спрашивали меня – это главное, что волнует молодёжь «путинской России»? Я отвечал, что чувства были всегда в центре творчества наших классиков, от «Первой любви» Тургенева до «Митиной любви» Бунина.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram