Аргументы Недели → Культура № 40(481) от 22.10.2015

Герой с приятными недостатками

, 08:52

Режиссёра Станислава ГОВОРУХИНА лучше всего представляют его фильмы: «Место встречи изменить нельзя», «В поисках капитана Гранта», «Десять негритят» и др. Их смотрели миллионы. Недавно Станислав Сергеевич представил на суд публики свой новый фильм «Конец прекрасной эпохи», снятый по рассказам Сергея Довлатова. Иногда с грустью, иногда с иронией режиссёр решил показать время конца 1960-х, с которым старшее поколение связывало свои надежды. В качестве названия выбрано одноимённое стихотворение Иосифа Бродского.

- Станислав Сергеевич, почему вы решили снять фильм по рассказам Сергея Довлатова именно сейчас?

–Я давно хотел сочинить что-нибудь автобиографическое, но когда в 1990 году прочёл Довлатова, то понял, что ничего сочинять не надо. Написал бы то же самое о своей журналистской юности, только не так остроумно и талантливо, как он. К тому же в фильме много личного, он и обо мне тоже.

– В последнее время обсуждают: можно ли считать Сергея Довлатова серьёзным писателем? Писал рассказы, язвительные байки...

–Антона Чехова в своё время тоже не все воспринимали серьёзно. Посмотрите, сколько лет прошло со смерти Довлатова, а его популярность только растёт. Да, он лёгкий писатель, но тем не менее замечательный. Я бы назвал его классиком, одной из самых заметных фигур в советской литературе.

– Вы практически ровесник главного героя – Андрея Лентулова. Как вы вспоминаете о том времени?

– В конце 60-х другая была атмосфера, люди были повеселее, много читали, общались и не так были зациклены на деньгах. Мы встречались, говорили о новой книжке, о фильмах, о бабах, о том, какие идиоты сидят в Политбюро... Сейчас этого почти нет. Соберутся человек шесть и сидят, уткнувшись в айфоны. А если говорят, то о чём-то меркантильном и примитивном.

– У вас ностальгия по тому времени?

– Отчасти, конечно. У всех людей, кто жил тогда, есть ностальгия по той атмосфере, но не по той стране. Потому что там было много плохого.

– Не было сомнений, что для проката стилизация под чёрно-белое оттепельное кино – не самый лучший вариант?

–О прокате не думал, знал, что массовый зритель на мой фильм не пойдёт. Потенциальные зрители моего фильма – молодые читающие люди, люди, которые любят Довлатова, и те, кто жил в то время: учителя, врачи... По сравнению с «Ночным дозором» зрителей у меня мало, но мне хватает. Конечно, было бы приятно, если бы мою картину смотрели 100 миллионов людей, как раньше, но сейчас время другое и люди другие. Кстати, картину будут показывать в Казахстане и в Прибалтийских странах.

– Фильм вы снимали в Эстонии. Как там к вам относились?

– Замечательно! Помогали и в роддоме, где мы снимали, и в кафе, и на улице.

– Вас узнавали?

–Люди постарше меня знают. И русские, которых в Таллине треть населения, и старые эстонцы. Часто мелькал на экране, вот и помнят. Не каждый знает кто, но лицо знакомое – медийное.

– Светлану Ходченкову, как известно, вы взяли без проб, а как было с главным героем?

– На эту картину я взял всех без проб, кроме главного героя. Искали целый год, остановились на Иване Колесникове. Иван достоверен, лицо того времени, не переигрывает, скромен в быту, обладает всеми приятными мне недостатками: выпивает, курит, с интересом смотрит на женщин. Нормальный парень. Я с подозрением отношусь к людям, которые не пьют ни капли. Как показывает опыт, характер таких людей мне не интересен.

– На премьеру пришли ваши коллеги-депутаты: Ирина Яровая, Николай Валуев, Мария Максакова... Вы всех депутатов приглашали?

– Лет 10 назад я приглашал многих, а приходили единицы. Оказалось, что депутаты – народ не любознательный в плане искусства. Теперь зову только тех, с кем дружу и общаюсь, кому интересно.

Вашего старшего внука зовут Говорухин Станислав Сергеевич. Как ему с этим живётся?

–Я не спрашивал его об этом, но, наверное, время от времени возникают всякие недоразумения. Младший внук Василий учится в школе, а старший у нас «китаец». Свободно владеет китайским языком и работает с китайцами.

– Как так получилось, что в советское время членом КПСС вы не были, а после перестройки занялись политикой?

– Не так уж и много режиссёров были членами КПСС. Кто стремился, а кто нет. Например, Георгий Данелия никогда не был членом партии, что совершенно не влияло на качество его фильмов. Многое, что сегодня говорят о тех временах, неправда. Я не вступал в КПСС по идеологическим причинам. Говорил, что не дорос, мол, зачем вам человек с таким количеством недостатков? Когда пришёл Михаил Горбачёв, то многие поверили, что всё изменится, что судьба страны зависит от каждого из нас. Таких идиотов было много, вот и я решил, что от меня может многое зависеть.

– В 2000 году вы баллотировались в президенты РФ. Вы действительно рассчитывали на победу?

–Интересно было посмотреть, поучаствовать. К окончанию президентства Бориса Ельцина многим казалось: «И я так могу!» Сколько у него работы: наливай да пей. А сейчас, когда я смотрю на Владимира Путина, то диву даюсь, как много он успевает. Бесконечные встречи, разговоры по четыре часа. А в Минске они вообще с Ангелой Меркель и Франсуа Олландом 16 часов разговаривали. Такое не каждый выдержит. В общем, не моя стезя.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram