Необычный документальный проект «Радио России» назван лучшим в номинации «Музыкальное радио» на Prix Italia в Турине.
Радиофильм Олега Трояновского «Зашифрованное в музыке» международные эксперты назвали полётом фантазии, раскрывающим тайные смыслы музыкальных произведений в ретроспективе от XVI века и вплоть до наших дней.
– Меня всегда интересовал тот факт, что композиторы прошлого помещали зашифрованные тайные послания в свои произведения, – признаётся автор победного радиопроекта. – Стоит только вспомнить, что ноты имеют буквенные обозначения и часть струнного квартета №8 Дмитрий Шостакович построил на мотиве автографа или даже автоэпитафий.
Трояновский и сам пишет музыку для театра, кино. А с главной радиокомпанией страны сотрудничает в основном как автор музыкального оформления эфира. Но в данном случае молодому композитору захотелось поделиться своими музыковедческими наблюдениями и поговорить со слушателями об интересных и неочевидных вещах.
– Множество историй с сокрытыми символами и загадками связано с музыкой Баха, – напоминает автор. – Бах создал более тысячи произведений, и мы до сих пор продолжаем открывать в них новые тайны. Например, мелодия из «Музыкального приношения», из которой должен получиться двухголосый канон. Разгадка в том, что правая рука должна играть мелодию задом наперёд. А левая в то же самое время – от начала до конца.
Открывал таинственные кладовые Олег Трояновский в хорошей компании. Своими наблюдениями с ним поделились такие мастодонты музыкального мира, как София Губайдуллина, Том Джонсон, Сергей Загний, Анатолий Павлович Милка и даже уникальный исследователь творчества Баха – специалист по криптографии в музыке профессор Ульрих Зигеле.
Prix Italia – это один из самых старых и престижных международных фестивалей в области радио, телевидения и Интернета. Чести получить Prix Italia удостаивались выдающиеся авторы, продюсеры, среди которых: Бертольт Брехт, Жан Кокто, Умберто Эко, Джон Осборн, Франсуаза Саган, Питер Брук, Федерико Феллини, Питер Гринуэй. В конце сентября международный фестиваль уже в 67-й раз отмечал наградами лучших производителей теле-, радиопрограмм пяти континентов. И выше всего ценятся нынче в Италии актуальность и нестандартность преподнесения. В этом смысле радиофильм или даже авторское исследование Олега Трояновского попало точно в цель.
И похоже, в этом году «Радио России» задумало покорить профессиональные фестивальные площадки Европы именно авторскими музыкальными проектами Олега Трояновского. И на Prix Europe, который уже вот-вот стартует в Берлине, заявлена «Музыкальная Обсерватория» – ещё одна необычная работа, в которой композитор, вынужденный чаще работать на радио в рамках малых форм, дал волю своей музыкальности.