Ровно 30 лет народная артистка России Алёна Яковлева служит в Театре сатиры. Играет во многих спектаклях как драматические, так и комедийные роли. У актрисы очень плотный график, она часто снимается в кино и сериалах, но никогда не подводит свой театр, стараясь подстраиваться под репертуар. Зритель знает и любит работы Алёны Яковлевой в таких картинах, как «Козлёнок в молоке», «Боец», «Кадетство», «Возвращение мушкетёров», «Я лечу», «Марш Турецкого», «Земский доктор», «Склифосовский», «Орлова и Александров», «Новости» и др.
- Алёна Юрьевна, вы часто снимаетесь в сериалах. Что вами движет – профессиональный интерес или желание обеспечить своё финансовое будущее?
– Я не считаю, что много сниматься в сериалах плохо. Не считаю сериалы каким-то второсортным делом. Во-первых, сериал сериалу рознь, во-вторых, существуют хорошие команды, замечательные режиссёры. С ними приятно и интересно сотрудничать. Мною движет прежде всего желание работать. Никто не гарантирует, что завтра позвонят от Люка Бессона и скажут: вам предлагают главную роль. Да никогда в жизни не предложат! И что ж, я буду всю жизнь ждать невероятных предложений? Если я пришла в актёрскую профессию, должна реализовывать свои возможности.
Что касается моего «финансового будущего». Я не бизнесвумен. Да, люблю красивые наряды, украшения, но психологически мне ничего не надо более того, что нужно. Нравится ездить отдыхать, но не мечтаю о каких-то безумствах, замках и виллах или 500 парах обуви. Слава богу, есть много друзей, у которых я могу занять деньги, если не хватает, скажем, на то, чтобы достроить забор на даче. Снимусь в тех же сериалах – отдам.
– Но бывало, что вы отказывались от каких-либо ролей в сериалах?
– Конечно. От ролей убийц, организаторов продажи детей на органы. Предлагали играть женщин мерзких, отвратительных, и я отказывалась. Да, иногда играю стервозных персонажей, но это просто женщины с характером. Я люблю характерные роли, но их сложно играть, особенно мне, с внешностью героини.
– Чему приходилось специально обучаться для той или иной роли?
– Например, в сериале «Держи меня крепче» мне надо было освоить какие-то элементы бальных танцев: я там играла директора школы бальных танцев. Ещё переиграла массу людей, имеющих отношение к врачебной практике: «Женский доктор», «Склифосовский», другие. Но моя мама, слава богу, врач, и я могла задавать ей кучу всяких вопросов. Хотя в принципе в большинстве сценариев всё хорошо выписано, когда дело касается профессиональных обязанностей героев. Но вообще зритель больше следит за развитием человеческих отношений, а не профессиональных. Интриги из-за работы никому не интересны.
– Сами в жизни сталкивались с интригами по работе?
– Нет, я человек очень позитивный и не вступаю в конфликты, меня никто никогда не «ел». Вообще Театр сатиры – не «интригабельный».
– Значит, за то, чтобы вас выдвинули от театра на звание народной артистки России, особо бороться не пришлось?
– После выдвижения надо пройти море инстанций. От Управления культуры до министерства. И вас могут завернуть на любом этапе. Вы думаете, так просто получить звание даже заслуженного? Да у нас половину артистов заворачивают! Потом многие актёры, работающие в театре, мало снимаются в кино, широкой публике они не известны, им ещё сложнее получить какое-либо звание.
– Народный артист РСФСР Андрей Миронов был бы и без всяких званий одним из самых популярных актёров страны. Я знаю, вы играли в том трагическом спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», на котором Миронову стало плохо…
– Да, играла одну из пейзанок. Перед спектаклем привезла в Рижский театр дочь Андрея Александровича Машу, она в Юрмале отдыхала с мамой – Катей Градовой. Перед началом спектакля Миронов подошёл ко мне и стал спрашивать о чём-то незначительном, дают ли зарплату, и всё такое. Но у меня появилось нехорошее предчувствие, и я его спросила: «Андрей Александрович, почему вы такой красный?» Он ответил, что играл в теннис. Уже в первом действии было видно, что Миронов играет слишком медленно. Когда он упал, все актёры крикнули в зал: «Врача!» Потом дали занавес. Вообще последний день жизни Андрея Миронова я до сих пор помню во всех подробностях...
– Алёна Юрьевна, как вы отдыхаете от столь бурного ритма жизни, плотного графика спектаклей и съёмок?
– Я обожаю ухаживать за цветами. У меня дома полно цветов в горшках. А на даче в большом количестве растут великолепные гиацинты, крокусы, тюльпаны. Несколько лет назад я набросала декоративный газон, который назывался «Рай для бабочек», и в скором времени у меня выросли огромные маки, васильки. Красота невероятная! А ещё у меня на даче есть декоративная альпийская горка, где посажены ёлки, розы, тыквы и кабачки. Такая абсолютная эклектика. Самые большие тыквы я ежегодно выставляю, как экспонаты на выставке, на кухне в городской квартире.