Народный артист России Юрий НАЗАРОВ считает себя учеником актёра Валентина Зубкова, сыгравшего замечательные роли в культовых советских картинах «Отчий дом», «Летят журавли», «Иваново детство». Манеру игры ни у кого не перенимал, просто смотрел, запоминал, как человек относится к делу. Количество ролей Назарова в кино приближается к двум сотням. Многие фильмы с его участием являются классикой советского и российского кинематографа: «Адъютант его превосходительства», «Андрей Рублёв», «Освобождение», «Горячий снег», «Земля Санникова», «Зеркало», «Маленькая Вера», «Апостол» и др.
- Юрий Владимирович, сейчас почти у каждого актёра, пусть он даже одну-единственную роль сыграл в каком-нибудь сериале, есть свой агент. У вас агент есть?
– Нет у меня ни агента, ни помощника. Мне самому звонят по телефону, предлагают какую-то роль. Агент нужен нераскрученному актёру. Вообще я «совок», понимаете? Даже если подписал контракт, тут же забыл. А вы думаете, все продюсеры выполняют свои обязательства по контракту? Никакой ответственности нет – что платят, когда, в какие сроки. Господи, мне киностудия одного известного современного режиссёра уже много лет должна за озвучку 300 рублей. 300 рублей – и до сих пор не отдают! Смешно. Закон сегодня – что дышло: куда повернёшь, туда и вышло… В общем, нет у меня агента, сам выбираю где сниматься. И при этом стараюсь быть верным завету Сергея Аполлинариевича Герасимова: «Полная свобода, кроме порнографии и антисоветчины». Но порнография мне уже не грозит, не рискнут пригласить на такое «ответственное» дело. А антисоветчина – это когда ложь, а лжи у нас горы сейчас. И я в ней не снимаюсь.
– Сценарии читаете по-современному – на компьютере?
– Абсолютно не умею обращаться с компьютером. Мне дважды дарили ноутбуки, но их сразу дети забирали. Хотя обещали вернуть. Сценарии я читаю по старинке, в бумажном виде, когда многие мои коллеги знакомятся с ними уже в электронном виде, конечно. Согласен, когда ты где-то в экспедиции, так удобнее. Надо бы и мне учиться компьютеру. Хотя ощущения, что я что-то особо потеряю, не наловчившись с ним обращаться, у меня нет, вот честно. Если не прочитаю вовремя сценарий, может, оно и к лучшему. Потому что такую муть, такую антисоветчину порой предлагают!
– Например?
– Например, такой сюжет. В годы становления советской власти в какой-то лаборатории проводят эксперименты, чтобы создать универсального раба. Для этого нашу советскую женщину решили скрестить с гориллой…
– Были, кстати, такие реальные эксперименты в 20-е годы!
– Не знаю, где были такие эксперименты, но, прочитав сценарий, я ради любопытства позвонил своему другу, лауреату Ленинской премии, учёному-биохимику. Так он ответил, что у бабы с гориллой точно ничего не получится. Вот у лошади с ослом может получиться – мул… Мне предлагали роль надсмотрщика за «подопытными кроликами». И я, конечно, в той гнусной и паскудной истории категорически отказался сниматься.
– Снимают что хотят. Демократия!
– У нас сплошное враньё, никакой демократии в стране нет! Если мы и дальше пойдём по нынешней воровской, бандитской, предательской дороге, то это кончится всенародными взрывом и ужасом. Когда вся страна рухнула в рынок, в этот звериный капитализм, настоящие звери стали выглядеть человечнее и гуманнее.
– В каком смысле?
– Я одно время занимался верховой ездой. И в ту секцию почему-то всё больше женщины ходили. Я их спрашиваю: «Не страшно с лошадьми-то?» А женщины в ответ: «По улице ходить страшно. А тут хоть какие-то лица человеческие остались!» Это они не про меня, я так думаю, а про лошадей…
Или вот подарили мне когда-то кошку непонятной породы с разными глазами: один зелёный, другой голубой. Но, понимаете, её ведь с собой в экспедицию не возьмёшь, а я же постоянно мотаюсь. В общем, довели мы животное своими отъездами до ручки, потому что надолго отдавали кому-то. И когда последний раз забирали от людей, где она долго жила, кошка на нас страшно обиделась. Постель испортила, и мне пришлось её отдать туда, где она была в последний раз. «Отдайте, отдайте», – мурлыкала она… У кошки тогда было ну просто человеческое лицо!
Как говорят про капитализм: человек человеку волк. Но я же позапрошлого века товарищ. Для меня самое важное и необходимое – теплота, доброта, гуманность. От чего мы сейчас ушли за прибылью, за выгодой. Был у меня такой фильм «Встреча на рассвете» по повести Анатолия Кузнецова «У себя дома». Его какие-то дуроломы из Госкино заставили трижды переснимать, а потом положили на полку, только после перестройки вытащили…Там про молодую девчонку, которая вернулась в деревню, пошла работать дояркой. И когда всё наконец стало налаживаться на ферме, председатель колхоза, которого играл Георгий Жжёнов, говорит ей: «Видишь, чтобы всё у нас было хорошо, нужно и к корове относиться по-человечески!» Это всё правильно, всё так. Но ведь и к людям нужно относиться по-человечески. А погоня за выгодой – ну пускай кто-то за ней гонится. Мне с ними не по пути.