Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители. Закончился фестиваль отечественного кино «Окно в Европу», об игровом конкурсе которого я писал в прошлом номере. Интересно, что тот редкий случай, когда я сошёлся в оценках с мнением главного жюри под председательством режиссёра Светланы Проскуриной. Но конкурс игровых фильмов в Выборге традиционно оценивает и зрительское жюри, есть президентский приз, приз Ростоцких, приз Саввы Кулиша, приз кинокритиков…
Ни один из них не достался фильму Владимира Бортко «Душа шпиона», хотя зрители смотрели его, затаив дыхание. Впрочем, в фильме планомерно разрушается сам жанр шпионского фильма. Шпион-герой тогда, когда служит какому-то идеалу, например, как Джеймс Бонд, который всегда помнит, что он на службе Её Величества. Герой фильма Бортко шпионит изо всех сил и тоже хотел бы верить, что служит Отечеству. Но в начале фильма его коллега Алексей Панин, выпивая что-то из фляжечки (понятно, что не сок), не зря предупреждает его по-английски, сидя в креслах спиной к спине в зале иноземного аэропорта: «Ты работаешь на тех, кто тебя сдаст». Из фильма следует, что доверять никому нельзя и хороший парень, герой, остаётся один на один с беспощадной действительностью, кишащей открытыми врагами, двойными (тройными) агентами и просто подлыми предателями. Особенно обидно, когда это твоё непосредственное начальство. Нет! Поколения, воспитанные на Штирлице, это не примут никогда. Жанровое кино апеллирует к базовым ценностям, а фильм «Душа шпиона» подрывает их основы. Если же хотелось делать проблемное кино с характерами, которые не равны своим функциям, а совершают поступки в тех или иных обстоятельствах в результате борьбы чувства и долга, то надо было иначе создавать психологический портрет героя-разведчика. Вот живёт он в Лондоне с девушкой из хорошего общества и объявляет о помолвке. В Москве же у него осталась жена, с которой, как потом выяснится, встречается на тайной квартире его шеф (Фёдор Бондарчук). Гнев героя, когда он об этом узнаёт, понятен. Но никакой рефлексии, что он сам изменяет ей с бессловесной англичанкой, у него нет. Сфера чувств вообще очень скудна в фильме. Для режиссёра главное – экшен. Действие каждые две минуты переносится из города в город, из страны в страну. Но ведь на такой скорости можно что-то из благих намерений и расплескать.
А вот другие мэтры были вполне обласканы фестивалем. Так, приз президента фестиваля Армена Медведева достался Александру Прошкину «в знак признательности мастеру». Прошкин с высоты своего мастерства не уклонился от участия в конкурсе, представив в нём фильм «Охрана», рассказывающий о необычной девушке из маленького русского городка, которую сыграла Мария Коровина. У неё хорошие ясные реакции, чистое лицо, копна рыжих-рыжих волос. На её ложной беременности строится интрига фильма, в котором главное – вещество русской провинциальной жизни, где есть место и печальному, и смешному. Но режиссёр, взявшись за современную действительность, словно боится «пережать», сгустить краски, добавить жару, страстей. Поэтому всё получается немножко «слегка». Но Мария Коровина действительно хороша. И правильно, что ей вручили и почётный приз имени Саввы Кулиша (одного из основателей фестиваля).
Среди фильмов лидера не нашлось, и главный приз жюри решило вручить Ирине Купченко за блистательную работу в фильме Алексея Петрухина «Училка» с формулировкой «За безупречное мастерство, достоинство и честность». Я писал в прошлом номере, что Купченко и получит приз за женскую роль – к бабке не ходи. Но жюри решило наградить её работу главным призом фестиваля, который обычно достаётся лучшему фильму. Конечно, «Училку» вытягивает на себе именно Купченко. В самом фильме много нестыковок, несколько напрасных финалов, да и держать класс в заложниках с пистолетом в руках – это не совсем хорошо, мягко говоря. И поощрять такую модель поведения призом с формулировкой «Лучший фильм» было бы некорректно. А вот Купченко действительно создала превосходный образ своей героини, убедительный во всех переливах своих состояний, от гнева до страдания, от силы до слабости, от сентиментальности и душевной порывистости до холодной расчётливости, от страстной вседозволенности до насаждения правил и порядка. И создаётся образ человека ранимого, но ради высокой (с полного одобрения зрителей) цели готового на самопожертвование.
Зрители были не настолько утончённы в формулировках, как высокое жюри, и просто выбрали «Училку» первым номером в голосовании «Выборгский счёт», и фильм получил зрительскую «Золотую ладью».
Кстати, журналистские разговоры, что жюри нарушило регламент, дав главный приз не фильму, а актрисе, прошу отставить. Точно так же поступило жюри в 2011 году под председательством оператора Михаила Аграновича, присудив главный приз не фильму Славы Росса «Сибирь MonAmour», а актёру Петру Зайченко, сыгравшему в нём главную роль, «За выдающееся актёрское мастерство».
Из фильмов, о которых я рассказывал в прошлом номере, два получили специальные призы. За лучший сценарий спецприз справедливо получил Юсуп Разыков, который вдохновил режиссёра Дарью Полторацкую на фильм «Побег из Москвабада». Истории двух аутсайдеров – таджикского мигранта Хасана и инспектора ФСН Маши Ласточкиной, которые в начале фильма находятся на разных полюсах московской жизни, в результате энергично развивающегося действия переплетаются и создают новое качество, способное преодолеть раковую опухоль этнического криминала и коррумпированных чиновников.
Решившие не присуждать в этот раз главный приз кинокритики наградили «Побег из Москвабада» своим Дипломом.
Несколько второстепенных наград собрал и забавный (но не более того) фильм «Норвег» режиссёра Алёны Званцовой. Причём высокое жюри решило, видимо, сделать назидательный жест и присудило спецприз замечательной, но снявшейся в роли даже не второго плана, а в двух микроэпизодах актрисе Розе Хайруллиной, играющей маму бывшей жены героя (Ксения Раппопорт). Понятно, что это не лучшая роль Ксении, но… формулировка «За виртуозное владение профессией», конечно, ставит все точки над «i».
Не остались без приза и старшие Тодоровские – Мира Тодоровская по сценарию покойного мужа Петра Тодоровского сняла и показала на фестивале – на Открытии и в Конкурсе – материал фильма «В далёком сорок пятом… Встречи на Эльбе». Уклоняясь от художественных оценок, формулировка приза имени Станислава и Андрея Ростоцких звучала «За верность». Так что никто из стариков обойдён не бы.
До свидания, пока, пока.