Аргументы Недели → Культура № 024(465) от 2.07.2015

ММКФ-2015: Торжествуют лузеры

, 09:03 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! Интересно легла карта с призами недавно закончившегося Московского международного кинофестиваля. Золотой «Святой Георгий» за фильм «Лузеры» отправился в Болгарию – страну, отказавшуюся от нашего Южного потока на своей территории. Получается, что права была Ванга, предсказавшая, что у Болгарии будет шанс возрождения, который она упустит. Чем живут сегодня современные болгары, прекрасно показано в фильме с красноречивым названием, которое на русский переводится как «Неудачники».

О фильме я писал в прошлом номере, так что повторяться не буду, скажу только, что никак не предполагал, что высокое жюри под председательством Жан-Жака Анно наградит этот милый, где-то грустный, где-то забавный фильм режиссёра Ивайло Христова высшей наградой ММКФ. История взаимоотношений старшеклассников, которые трясут деньги с малолеток, чтобы купить билеты на концерт модной группы «Кислород» для друга и его девушки, мечтающей стать певицей, рассказана в стиле «кока-кола лайт». А неожиданная встреча лидера группы с героиней фильма, закончившаяся лобзаниями и срыванием одежд друг с друга, и вовсе кажется довольно искусственной.

Между тем в конкурсной программе был фильм, который с художественной точки зрения на голову опережал все остальные. Это фильм петербурженки Ирины Евтеевой «Арвентур», состоящий из двух новелл. Название придумано было Александром Грином для обозначения сочинённой им страны. Погружая нас в свой сказочный мир, Евтеева сначала перемещает нас в снежный Петербург 1921 года, где в центре оказывается бедный юноша, идущий в дом учёных, чтобы записаться на продовольственные карточки. Юношу играет Владимир Кошевой, которого вы, дорогие читатели, могли запомнить в роли Раскольникова в телесериале по «Преступлению и наказанию» (реж. Дм. Светозаров). «Петербуржский» вид героя, лёгкое пальто в стужу, много раз обёрнутый вокруг шеи шарф, широкополая шляпа, скрывающая роскошные кудри, сразу погружают в атмосферу тех лет, причём Евтеева сгущает её при помощи мультипликации. Кстати, если актёров она снимала две недели, то на анимацию ушло три года. И вот мы, следуя за её могучим даром рисовальщика, из питерских сугробов перемещаемся в ресторан с цыганами и дальше – в сказочную Испанию, где на террасе дворца, украшенной мраморными вазами с пышными цветами, нашего «Раскольникова» уже ждёт испанский гранд, чтобы отведать драгоценное вино. Герой Кошевого перемещается в пространство картины, которую только что держал в руках. Такое недоступно компьютеру, это можно сделать только при помощи кисточки и краски.

А во второй новелле под названием «Тайна морского пейзажа» в центре даосистской притчи о Художнике и Императоре в центре уже не юноша, а старец, которого играет Сергей Дрейден. Его неповторимый голос одновременно содержит лёгкую печаль по поводу несовершенства мира и радость от его несказанной красоты. Прекрасная рисовальщица сперва помещает героя в этот несовершенный мир, а потом, вручая кисти и краски ему самому, переносит нас в императорский дворец, где Художник при помощи своего таланта вместе с преданным учеником раздвинет императорские твердыни и окажется в лодочке, уплывающей в синее море.

Конечно, вовсе оставить фильм незамеченным жюри не могло и выделило ему серебряного «Святого Георгия» в номинации «Специальный приз жюри». Но я бы золото и серебро поменял местами. Что же касается режиссуры, то здесь серебро досталось Фредерикке Аспек из Дании за фильм «Росита». В самом деле не может же жюри обойти вниманием режиссёра женщину. Фильм сделан достаточно крепко (хотя в нём два финала, второй явно лишний). Я писал о нём в прошлом номере, так что вы, дорогие читатели «АН», в курсе, о чём речь. Добавлю только, что герои датского фильма в отличие от итальянских или французских во время обеда пьют только воду, я нигде не видел вина. Интересно почему? Может быть, горячие датские парни если начинают пить за обедом, то остановиться уже не могут?

Лучшая женская роль на ММКФ №37 была сыграна Еленой Лядовой в фильме Андрея Прошкина «Орлеан». Действительно, актриса самоотверженно не щадит себя в этом фильме, снятом по сценарию, наполненному «мыслеобразами» Юрия Арабова. Лядова даже переселяется в собачью конуру. Но, честно говоря, меня её работа оставила равнодушным. Не зажёг в этот раз и играющий в этом фильме Виктор Сухоруков, хотя его, лежащего в коробке, распиливают в цирке, и мы видим фонтан крови, а не клюквенного сока. Короче, в городе Орлеан в алтайской степи происходит довольно много причудливых событий, однако в плавильном котле режиссуры А. Прошкина не произошло той алхимии, которая всегда присутствовала, например, в союзе сценариста Арабова и режиссёра Сокурова.

А лучшая мужская роль с точки зрения высокого жюри была сыграна актёром из казахского фильма «Шлагбаум» Еркебуланом Дайыровым, который создал убедительный образ лузера, совсем нефартового парня. Может быть, тому способствовала и эстетика «пиратского» фильма, где актёры снимались бесплатно. Так или иначе, возражений нет.

За исключением сказочного «Арвентура», фестиваль вообще дал такую международную панораму неудачников. Но отдельно в нём стоит визуально очень мощный фильм Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр». Видимо, настолько особняком, что жюри не нашло для него ни одной серьги. Рассматривая переплетения отношений между четырьмя немцами (тремя мужчинами и одной женщиной), приехавшими в 1939 году налаживать производство оптических линз на советском заводе, их поездки с русскими рабочими в прокопчённых вагонетках, языки пламени заводских печей на их арийских лицах и белоснежное сияние отшлифованных линз в лучах электрических ламп, испытываешь наслаждение от увиденного. Фильм интересно именно разглядывать, потому что он очень сочный и при этом довольно умозрительный. Мы смотрим на героев через линзу наших знаний о войне, до которой всего два года, и Миндадзе рассчитывает на это, строя свои метафоры. Во время истерики Ханс бросает слишком много угля в печь и происходит взрыв, от которого погибают люди. Рабочий Пётр – единственный свидетель этого, он обещает молчать, иначе и ему кирдык. А потом и вовсе уезжает с семьёй вдаль. Ханс прыгает к нему в машину и смотрит на меланхолическую природу. Они едут довольно долго, и мы наслаждаемся красотой пейзажа. Но вот Ханс спрыгивает из кузова и, не оглядываясь, уходит к своим. С Петром ему не по пути. С точки зрения сюжета это немотивированный эпизод. С точки зрения «мыслеобразов» – русская и западная цивилизации, связанные общей Голгофой, «потусили» немножко вместе и разошлись навсегда. И так можно расшифровывать кадр за кадром.

Видимо, расшифровывать мрачные метафоры Миндадзе весёлому галлу Жан-Жаку Анно и другим членам жюри показалось несколько утомительно. Но главное, что все три русских фильма конкурса показали, что мы не только «тоже умеем немножко шить», но создаём фильмы мирового уровня, чему пример – евтеевский «Арвентур».

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram