> Хорошая комедия, русская классика, осмысление советской эпохи - Аргументы Недели. Волгоград

//Культура

Хорошая комедия, русская классика, осмысление советской эпохи

25 июня 2015, 09:00 [ «Аргументы Недели. Волгоград» ]

Волгоградский молодежный театр завершает сезон двумя премьерами: «Пиковой дамой» по пьесе «Тройкасемеркатуз» Николая Коляды (адаптация пушкинского произведения) и «Провинциальными анекдотами» Александра Вампилова. Достаточно сильный финальный аккорд непростого с финансовой точки зрения сезона – а что зрителей ждет дальше? Об этом «Аргументы недели» поговорили с художественным руководителем театра Владимиром Бондаренко.

 

– Прошло уже три года, как вы управляете труппой Волгоградского молодежного театра. Чего за это время добились?

– Наверное, лучше меня о достижениях театра скажут те, кто наблюдает за ним со стороны: ты не замечаешь, как растет твой ребенок, но когда не видел приятельского сына год – сразу обращаешь внимание на все изменения. Тем не менее, есть позитивные моменты, которые очевидны и мне. Во-первых, в хорошем порядке пребывает труппа: она мобильна, здесь нет случайных людей, в спектаклях задействованы все. В театре так бывает редко: обычно из, скажем, 50 человек постоянно играют 15, еще 15 где-то на подхвате, а остальные 20 просто числятся. Труппа находится в спокойном состоянии, нет интриг и разборок. Во-вторых, с 2012 года удалось создать репертуар из произведений хороших драматургов – о качестве спектаклей должен судить зритель, но по крайней мере по количеству крепкого материала наша афиша производит впечатление. Чехов, Островский, Шукшин, де Филиппо, Гольдони, Мрожек, Буковчан, теперь Вампилов – это все серьезные драматурги. И в-третьих, мы стали регулярно выезжать на фестивали, пусть и не самые раскрученные: у нас были Самара, Тольятти, Санкт-Петербург, Армения – и мы встретили немало положительных отзывов.

– Какие трудности преодолеть не удалось?

– Не удается кардинально изменить финансовую ситуацию. Зарплаты актеров – на грани между маленькими и очень маленькими. Приходя сюда, я ставил цель поднять оплату нашим сотрудникам, пусть не через год, но хотя бы года через два-три – при определенной работе с руководством города казалось возможным выхлопотать доплаты. В итоге доплаты мы можем делать только из внебюджетных средств, а они весьма ограничены, учитывая, что зал у нас всего на 80 мест, а цены на билеты мы держим предельно демократичные. Увы, не так резво, как хотелось бы, развивается ситуация с нашими выездами: к примеру, выступление раз в месяц в Волжском было бы полезно и для наших актеров, и для волжан – но этого пока нет. В нашем маленьком зале артисты очень уверенно себя чувствуют – а на фестивалях мы играем на более крупных площадках, и неподготовленность влияет на качество спектаклей.

– Из спектаклей последнего времени какой был самым успешным?

– Однозначно удалась «Пиковая дама». Постановка рождалась тяжело, это очень дорогой проект, но зато в нем много прекрасных актерских работ – в этом заслуга режиссера-постановщика Адгура Кове. Я убежден, что такие вложения под такой результат оправданы. Также Волгоград в этом сезоне впервые за много лет смог приобщиться к актуальному европейскому театру – благодаря совместной постановке с французским режиссером Кристофом Пирэ «Знаешь… все эти границы…». Не 100% публики понравилось, но для значительной части зрителей, да и для труппы, это было ценнейшим опытом.

– Ваша свежая премьера, «Провинциальные анекдоты» по пьесе Александра Вампилова, стала уже третьим спектаклем на советском материале. Чем вызвано обращение к советской тематике со стороны театра, в названии которого есть слово «молодежь»?

– Словосочетание «молодежный театр» ни в коем случае не задает возрастной ценз для зрителя. Это просто театр малой сцены. По поводу советской темы: у людей, которые озабочены чем-то, кроме зарабатывания денег, эта эпоха вызывает интерес и будет вызывать еще несколько десятилетий. После Советского Союза осталось много вопросов, до сих пор нет анализа и осмысления той эпохи. Сейчас, кажется, заканчивается процесс осмысления военного времени, а хрущевский и брежневский периоды пока не поняты искусством, не поняты нами. Как жили люди тогда? Какие у них были страсти и желания? Лучше они или хуже, чем те, кто живет сейчас? Вампилов как раз тот драматург, материал которого идеально подходит для размышления и разговора о том времени.

– Будете ли вы и дальше работать в этом направлении?

– Думаю, да. Я понимаю, что это трудно, но мне представляется чрезвычайно уместным обратиться к драматургии Нодара Думбадзе, у которого есть прекрасные повести и романы вроде «Я, бабушка, Илико и Илларион» – очень добрые и человечные вещи. Если это хорошо сделать, то такая постановка может стать программной для Волгоградского молодежного театра, своего рода эпиграфом ко всей нашей деятельности. Есть у меня задумка поставить «Наш городок» Торнтона Уайлдера: гениальная пьеса, во многом перекликающаяся с Думбадзе и с темами, которые мы затрагиваем сегодня и хотим затрагивать завтра.

– Какие еще репертуарные задачи вы ставите на следующий сезон?

– Мы постоянно боремся за финансирование. Была угроза, что «Провинциальные анекдоты» станут последней премьерой 2015 года, и в новый сезон мы отправились бы без новых постановок. Открыть сезон без премьеры – это очень болезненная ситуация для любого театра. Сейчас вроде бы вопрос с финансированием решен, но пока я не готов сказать, что именно мы поставим к октябрю. А в 2016-м театру исполняется 10 лет – конечно, к этой дате мы подготовим что-то действительно серьезное. Возможно, это и будет «Наш городок». Неплохо было бы найти хорошую комедию, а также поставить что-то из русской классики: как минимум раз в два года на сцене должен появляться Островский, Чехов или Гоголь.

– Планируете ли вы обратиться к кому-либо из современных драматургов?

– К отечественным авторам я отношусь сдержанно. Нам удалось отыскать хорошую пьесу Ярославы Пулинович «Дальше будет новый день», однако это большое исключение. Я не очень понимаю, о чем можно сказать постановкой большинства современных российских или европейских пьес. О всеобщем коллапсе? О том, что мир переворачивается с ног на голову? Да тогда лучше поставить «Гамлета» – он ответит на все вопросы. Но, пожалуй, и о некой жесткой истории для сцены надо думать – и если не в этом году, то в следующем поставить что-то из актуального европейского материала. Присматриваюсь я, например, к Гарольду Пинтеру и его слегка абсурдистским пьесам, хотя их уже и не назовешь современными. Главное для театра – это крепкая драматургия, поэтому к выбору материала мы всегда подходим предельно тщательно.

 

Александр АКУЛИНИЧЕВ

  • Теги: 


Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте