Аргументы Недели → Культура № 022(463)от 18.06.2015

КИНОТАВР-2015: Поворот руля

, 09:26 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели и кинозрители! Подводя итоги Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр», можно с удивлением заметить, что жюри под председательством режиссёра Алексея Учителя повело себя не совсем традиционно. Обычно на кинофестивалях золотом награждают авторское кино с целью дать ему малюсенький шанс хотя бы на ограниченный прокат. Высокое жюри «Кинотавра» №26 наградило фильм Анны Меликян «Про любовь», зрительский потенциал которого ни в какой поддержке не нуждается. Это хит сезона.

Вот и жюри кинопрокатчиков единогласно вручило свой приз Анне Меликян, безусловно, ориентировавшейся на широкий круг зрителей, пригласив нужное количество звёзд. Шесть новелл о любви «прошиты» научной лекцией о морфологии этого чувства, которую в открытой аудитории читает Рената Литвинова, изменившая свой облик. В фильме «Про любовь» Рената утрачивает инфернальность своих героинь, обретая элегантность европейского профессора. Может быть, поэтому даже не самые остроумные новеллы не кажутся пошлыми.

Кадр из фильма Анны Меликян «Про любовь»

Хотя олигарх Владимир Машков, увольняющий по причине кризиса совет директоров, хорош сам по себе. Даже делая традиционное предложение секретарше обслуживать его сексуально, когда ему приспичит, он сохраняет такую лёгкую ироничную дистанцию по отношению к своему персонажу, что примитивной эту новеллу никак не назовёшь. Особняком стоит и этнографическая новелла про японку, приехавшую в Москву в поисках любовных впечатлений. Когда она начинает петь «Гоп-стоп» из репертуара Розенбаума, то, поверьте, Тарантино отдыхает.

Я Тарантино вспомнил не зря – он вполне весомое доказательство того, что авторское и даже радикальное кино может быть вполне коммерческим. И в 1994 году Канны наградили его «Золотой пальмой» за открытие новой планеты в киновселенной под названием «Криминальное чтиво». Но Меликян новой планеты не открывает, она делает авторский мейнстрим и этого не скрывает. Причина награждения именно этого фильма, наверное, в сознательном или подсознательном желании переформатировать зрителя, который на фестивальные лейблы стал реагировать подозрительно. Кинопрокатчики ещё по инерции пишут на афишах «приз такого-то фестиваля», а зритель уже начинает бояться, что ему могут всучить «духовность». Дорогие читатели и кинозрители, в случае с Меликян и Гран-при «Кинотавра-2015» можете ничего не бояться! «Про любовь» – фильм лёгкий и смешной, и при этом не простенький, как, к примеру, «Горько».

Желание делать зрительское и при этом не примитивное кино овладело на сей раз режиссёром, сценаристом и драматургом Василием Сигаревым, автором «Волчка» (за этот дебют он получил Гран-при «Кинотавра» в 2009 г.) и «Жить» (приз «Кинотавра» за лучшую режиссуру в 2012 г.), которому, видимо, надоело, что широкий кинозритель его совсем не знает. Теперь узнает.

В своём новом фильме «Страна Оз» он блестяще осваивает жанр чёрной комедии, а особенную остроту ей придаёт новогодний формат. Фильм на фестивале окрестили «АнтиЁлками», а высокое жюри наградило призом за лучший сценарий (вместе с соавтором Андреем Ильенковым). Хотя исполнительница главной роли Яна Троянова создала образ более интересный, чем те, за которые уже получала призы (зрители могут её знать по фильму Дуни Смирновой «Кококо»). По сюжету её героиня приезжает в предновогодний Екатеринбург и попадает в воронку идиотских ситуаций, но при этом Троянова прячет свой взрывной темперамент, изображая отмороженную дуру. Её партнёры даже жаловались, что она во время съёмок никак на них не реагировала, но Троянова была верна себе. Наверное, это был единственно правильный и в каком-то смысле «защитный» способ существования в гомерически смешном и колючем недобром мире, куда её снова отправляет муж-режиссёр.

«Страна Оз» Василия Сигарева

Многие известные актёры отказались сниматься, испугавшись органично-сочного сигаревского языка и прочего «арт-экстрима». А вот Инна Чурикова согласилась! И сыграла мамашу трёх взрослых отморозков-сыновей, которые то и дело с разной степенью возбуждения и неглиже подходят к двери туалета в малогабаритной квартире, где через открытую дверь в кухню они и переругиваются с Чуриковой. Видим мы это глазами героини Трояновой, которая на кухню попадает через окно, выбираясь из квартиры этажом выше, так как к заманившему её туда ухажёру не вовремя является жена, звонит в дверь, а Троянову в шкафу не спрячешь. Тем более что у неё всё время с собой пушистая собака, видимо, чтобы вызвать у зрителя ещё и немножко умиления.

Фильм «Страна Оз» можно прочитать как событийный ряд, наполненный смешными репризами и забавными гегами, можно взяться расшифровывать ассоциативные ходы. Скажем, «ОЗ» читать не как буквы, а как цифры, можно наслаждаться актёрскими работами, вроде Александра Баширова. Если бы была таблица не химического, а актёрского Менделеева, его можно было смело включать в позицию «вечный плут». Кстати, он, как всегда, уморителен и в роли мафиозо в коммерческом проекте Александра Мосина «Портрет маслом» (кинорынок). А Мосин, который сыграл бандита в фильме Балабанова «Я тоже хочу», ещё и отметился в новом фильме Сигарева, причём в той же одежде, что и у Балабанова.

Но вернёмся к призам. Второй по значению приз – за режиссуру достался (и вполне заслуженно) фильму Алексея Федорченко «Ангелы революции». О фильме я уже писал в прошлом номере и в обзоре прошлогоднего фестиваля в Риме, где он получил «Марка Аврелия» с формулировкой «Режиссёру завтрашнего дня». А сейчас добавлю, что на «Кинотавре» №26 традиционно вручается приз кинокритики «Белый слон». Так вот в этом году он достался Алексею Федорченко и Василию Сигареву, хотя обычно критики для «слонов» находят «альтернативных» участников конкурса. А тут имена победителей были бесспорны.

С большим интересом я ждал фильм Ивана Вырыпаева «Спасение», потому что ещё в 2006 году во время Венецианского МКФ был заворожён его фильмом «Эйфория». Страсти героев на фоне бурных рек и горячих степей насыщали экран своей первобытной энергией, не оставляли равнодушными. На сей раз путь героини (Полина Гришина) – цивилизованной 25-летней польской католички – ведёт её с миссионерской целью в католическую обитель в Гималаях. Путешествуя в мир индийского Тибета, героиня из-за дорожных затруднений вынуждена остановиться в гостинице в поселении высоко в горах. И впервые в жизни у неё возникла возможность посмотреть вокруг себя. Пообщаться с людьми, которые живут в другом измерении, у которых свой космос. Забираясь в фантастически снятые Тибетские горы, она ещё не понимает, но уже чувствует, что Вселенная не носит вертикальный характер. Что Земля – это не что-то плоское – люди копошатся внизу, а Бог наверху, на Небе.

Чтобы окончательно смутить её девственную душу, Вырыпаев даёт ей возможность во время бдений в горах ещё и лицезреть летающую тарелку, столкнуться с инопланетной цивилизацией. И это повернёт её сознание на 360 градусов. То есть теперь она не просто верит, что Бог есть. Она теперь знает это! Наверное, «духоподъёмность» роли сподвигла большое жюри наградить Полину Гришину призом за лучшую женскую роль, хотя её чистое непорочное лицо – большая находка в наше время. Кстати, санкции в разы сократили смету фильма, лишив зарубежных сопродюсеров, но такая «массовка», как Гималаи, сделали фильм богаче иных многобюджетных «залепух». Тот случай, когда минимализм пошёл фильму только на пользу.

Приз за лучшую мужскую роль получил актёрский ансамбль фильма «Тряпичный союз» дебютанта в большом кино, известного как соавтор сценария фильма «Легенда №17» Михаила Местецкого. Но из четырёх актёров я бы выделил Александра Паля, который сыграл главную роль в другом конкурсном фильме – страшилке братьев Чижиковых (очень коммерческая фамилия!) «Парень с нашего кладбища». Братьям Чижиковым я советую пересмотреть творчество братьев Коэн в качестве мастер-класса. Но в фильме много смешного придумано, хотя концы с концами не сходятся. А Александр Паль в роли охранника, во многом созданный под обаянием образа Сергея Бодрова‑мл., запоминается, и пусть актёр получает награду за роль в другом фильме, я рад, что его имя оказалось отмечено.

А вот «Горизонт» Татьяны Догилевой в конкурсе короткого метра остался без внимания. Хотя герои – Догилева и её (по фильму) муж Эммануил Виторган – создают интересные образы героев, которые из состояния «дожития» переходят в состояние жизни. И помогает им в этом неожиданно для себя нанятая молодая горничная. В любом случае режиссёрский дебют Догилевой состоялся, ждём полный метр?

А сейчас я прощаюсь с вами, до свидания, пока-пока!

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram