Михаил Олегович ЕФРЕМОВ один из самых востребованных актёров российского кино. Но, что интересно, активно начал сниматься лишь в начале нулевых годов, а сейчас число его ролей перевалило за 100. В отличие от многих своих звёздных коллег Ефремов-младший не проповедует философию высокого искусства, а в интервью часто повторяет мысль, что чувствует себя «фрезеровщиком, работягой» и снимается, потому что актёр по профессии, потому что нужно кормить семью, своих детей...
- Михаил Олегович, всё так же снимаетесь не покладая рук? Сколько новых фильмов с вашим участием мы увидим в 2015 году?
– Было такое время, когда я снимался очень часто. Сейчас – намного реже. Когда меня спрашивают, в чём смысл жизни, я отвечаю – в самой жизни, в действии. И в деньгах, и в любви, конечно, но главное – в свободе!.. Возможно, поэтому я сейчас реже и снимаюсь.
А сколько выйдет картин с моим участием? Вот уж не знаю. Не от меня это зависит. Я снялся, а когда картина появится в прокате – процесс мной не контролируемый. Бывает, очень быстро, а случается, заляжет картина на полку и лежит себе.
– А что с новыми съёмками? Будет, скажем, сниматься продолжение замечательного сериала «Следователь Тихонов», где вы сыграли главную роль? Или с уходом режиссёра Сергея Снежкина проект закрылся?
– Да, там поменялся режиссёр. Бывший, Сергей Олегович Снежкин, взялся за другую картину – исторический фильм «Контрибуция» из времён Гражданской войны. В «Следователе Тихонове» осталось доснять ещё десять серий. Но теперь, в условиях кризиса, все оптимизируют расходы, как говорится. Не знаю, как будет дальше. Ко всему прочему и оператор в проекте сменился. Будет кто-то другой, не знаменитый и мною любимый Сергей Мачильский…
– Если всё так расплывчато с новыми проектами, как же вы будете содержать свою многодетную семью? Ваша бывшая супруга Евгения Добровольская, отвечая на вопрос о причинах вашего «трудоголизма», сказала с улыбкой: «Мише надо детей кормить!» У вас ведь их шестеро…
– Есть смысл в её словах. Ей, впрочем, тоже надо кормить детей (у Евгении Добровольской трое сыновей и одна дочь. – А.М.). У нас работа такая – сниматься, играть на сцене. У меня двое уже выросли, четверо – ещё нет. Прокормим… Вот многих волнует вопрос, почему я снимаюсь в рекламе? Но мне действительно нужно содержать семью. Поэтому вопросы, зачем артист снимается в рекламе, появляются либо от зависти, либо от глупости.
– А как поживает ваш некогда нашумевший сатирический проект «Господин хороший» на стихи Дмитрия Быкова?
– Нормально. Будет концерт в апреле, в Барвихе. И старые стихи покажем, и новые, штук пять-семь. В своё время мы активно выступали с этим проектом в огромных залах. Но нынче, повторяю, кризис. Проект-то коммерческий – не политический.
– Сенсационное признание!
– Мы всегда так говорили, и вообще мы против сатиры и юмора с иронией, я серьёзно говорю! Главное – заработать деньги. Вот мы этим и занимаемся. А кто из правителей становится героями наших стихов, меня мало волнует. В стихах Димы Быкова никогда не было ничего подцензурного. Потребовалось время, чтобы к ним привыкли, поняли. Многое ещё ведь зависит от названия. Варианты названий «Загробные пляски» и «Граждане бесы», которые мы предлагали, пугали многих, хотя ничего предосудительного в них я не вижу. «Господин хороший» всех устроил – так раньше извозчики обращались к своим клиентам…
– Вы довольны тем, как складывается карьера у вашего сына Никиты? Актёр театра «Современник», в свои 26 лет много снимается, часто в главных ролях. Достойный продолжатель династии Ефремовых?
– Думаю, да, у него всё нормально, хорошо. Никита сейчас снимается сразу в нескольких картинах. Например, в новой экранизации «Тихого Дона», где играет Дмитрия Коршунова. Второй год в Вешенской съёмки.
– Ваша жена Софья Кругликова, профессиональный звукорежиссёр, как-то помогает вам в актёрской деятельности?
– У меня жена – золотые уши. Вот так и живём: я – золотая печень, она – золотые уши. Конечно, помогает! Скажем, несколько лет назад меня пригласили в Большой зал Санкт-Петербургской филармонии прочитать монолог главного героя из трагедии Гёте «Эгмонд» на музыку Бетховена. Честно говоря, я волновался, переживал. Выучив монолог, всё равно взял с собой на сцену листочек с текстом, чтобы подстраховаться. Видя мои переживания, дирижёр Симфонического оркестра Петербургской филармонии Николай Алексеев предложил, чтобы я приехал на концерт вместе с женой. Чтобы Софья помогла отстроить звук и меня от волнений избавить...
– А почему вы так сильно волновались?
– Никак не мог избавиться от мысли, что знаменитый монолог читали Василий Качалов, Юрий Юрьев, Михаил Царёв, Иннокентий Смоктуновский. И как я попал в эту цепочку?! Но, слава богу, всё обошлось!
– Михаил Олегович, хорошему актёру нужно поддерживать себя в отличной физической форме. Время на занятия спортом выделяете?
– Конечно. Я пару раз в неделю плаваю в бассейне.