Аргументы Недели Петербург → Культура № 14(455) от 16.04.2015

Этот бесконечный литературный процесс…

Журнал «Нева» на пороге своего 60-летия

, 18:03

Со страниц «Невы» к читателям приходили произведения М. Шолохова и Ф. Абрамова, В. Конецкого и К. Воробьёва, В. Быкова и Д. Гранина, И. Ефимова и братьев Стругацких, А. Житинского и В. Попова. В звёздные для всех журналов перестроечные годы (в 1989 году тираж журнала составлял 675 тыс. против 2800 нынешних) в «Неве» были опубликованы эпопея А. Солженицына «Красное колесо», роман А. Дудинцева «Белые одежды», воспоминания Л. Чуковской об Ахматовой.  Что сегодня несёт журнал «Нева» читателю? Об этом мы беседуем с главным редактором журнала Натальей ГРАНЦЕВОЙ.

- Наталья Анатольевна, имена многих авторов, публиковавшихся в «Неве», вошли в золотой фонд отечественной словесности. А сегодня «Неве» есть кем гордиться?

– Да, среди наших авторов мэтр Михаил Кураев, тонкий стилист и психолог Наталья Галкина, известные прозаики Вячеслав Рыбаков и Александр Мелихов. По-прежнему с нами сотрудничают поэты Глеб Горбовский, Александр Городницкий и Александр Кушнер. Это наши, питерские мастера. Из иногородних назову два имени – Олег Ермаков и Елена Крюкова. Книги всех этих писателей хорошо расходятся, их ждут читатели, замечает и критика.

– Какие традиции вы сохраняете, что нового появилось в журнале?

– Традиция, общая для всех журналов: печатать хорошие прозу, поэзию, критику. Хотя последней становится всё меньше и меньше. Зато в «Неве» появился обширный библиографический отдел, и уже несколько лет есть постоянная рубрика «Дом Зингера», которая рассказывает о примечательных книгах, преимущественно питерских. К сожалению, утратила свою первенствующую роль публицистика, так ярко расцветшая ядовитыми цветами в перестроечные годы. Давно отказались мы и от юмористического отдела – юмора ныне в избытке и в специальных журналах, от мелких краеведческих очерков – появилось много книг на темы питерской истории.

– А у «Невы» есть своя фишка, своё ноу-хау?

– Думаю, отличительной чертой нынешней «Невы» является повышенное внимание к дебютантам – представителям новой писательской генерации. Вот уже десять лет два номера – январский и июльский – мы отводим для творчества молодых. Сейчас готовим к печати антологию «Молодая «Нева», в которую отобрали лучшие дебюты прозаиков. Это очень разные произведения, но в них – отношение молодых к окружающей действительности, их оценки, их поиски своего места в этом мире. В числе отобранных текстов – роман Всеволода Непогодина «Девять дней в мае» – это непосредственные впечатления о событиях в одесском Доме профсоюзов.

– Это одесский автор? Вы хотите сказать, что вам шлют рукописи из Украины?

– Да, он одессит. К нам поступают рукописи со всей России – от Владивостока до Калининграда, от Мурманска до Севастополя, авторы дальнего и ближнего зарубежья тоже стремятся попасть в «Неву»: Украина – не исключение. Есть в нашем «авторском атласе» и Нью-Йорк, Париж, Берлин, Австралия – вот такая ось. А наступивший Год литературы мы отметим и выпуском специального номера, посвящённого литературе братского Казахстана. Как видите, мы не сторонники изоляционизма, в литературной жизни санкции не действуют...

– Что значит талантливая рукопись?

– Талант – это прежде всего авторская индивидуальность. Она складывается из собственного мировоззрения и искусства владения словом. Если эти составляющие есть – рукопись талантлива.

– Уже не первый год идут споры о свободе слова в нашей стране. А вы в каком пространстве находитесь – свободном или ограниченном?

– Свобода слова – безусловная ценность для гражданина, но и она ограничена правовыми нормами. Например, законами о недопустимости разжигания межнациональной и межконфессиональной розни, а также запретом на использование обсценной лексики. Лично же я считаю, что художник всегда свободен изначально – Пушкин это называл «тайной свободой». Художник может выразить абсолютно всё художественными средствами, если, конечно, обладает высоким мастерством.

– Наверное, вам непросто выживать экономически?

– Толстые литературные журналы никогда, за исключением советского времени, не могли похвастаться жизнью в тепличных условиях, их существование, если вспомнить историю вопроса, всегда зависело от энергии энтузиастов-подвижников и благосклонности меценатов. Ныне же в российских условиях экономического кризиса приходится рассчитывать на свои силы, поскольку институт меценатства так и не сформировался.

– Год литературы даёт надежду, что свет в конце тоннеля становится ярче?

– Он бы давал такую надежду, если б мы видели, что комплекс застарелых проблем, связанных с существованием литературных «толстяков», был решён системно. Пока таких попыток не наблюдается, законодатели не предлагают никаких решений. Нет единства и в позиции самих изданий относительно того, как выйти из сложившейся ситуации. Конечно, в 2015 году журналы получат некоторую дополнительную поддержку от государства, но что будет в 2016 году? Свет в конце тоннеля окончательно погаснет?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram