Талант Яны ПОПЛАВСКОЙ многогранен. Получив в 11 лет за роль Красной Шапочки Государственную премию СССР, она затем успешно продолжила головокружительную актёрскую карьеру в кино: «Суета сует», «Васса», «Узник замка Иф», «Снежная королева», «Глянец», «Тёмные воды», «Жизнь и приключения Мишки Япончика» и др. Яна играет в театре, работает на телевидении и радио, преподаёт. Только что вступила в должность заместителя худрука Московского театрального центра «Вишнёвый сад» под руководством Александра Вилькина. Наконец Яна Поплавская активно занимается благотворительностью. На II церемонии вручения Национальной Премии Добрых Дел «Сможем вместе!», учреждённой газетой «Аргументы недели», Яна вручила диплом одному из тринадцати наших лауреатов.
- Яна, кому вы вручали премию, что знаете об этом лауреате?
– В городе Озёрске Челябинской области Юлию Янковскую называют ангелом-хранителем на вишнёвой «девятке» – женщина никогда не проедет мимо, если кому-то на дороге нужна помощь. Юлия работает уборщицей на заводе, помогает многодетным семьям, детям-сиротам, старается найти деньги на лечение больной девочки Кати и привозит Катиной маме всё необходимое. Когда в близлежащий город Кыштым приехали украинские беженцы, Юлия Янковская организовала сбор продуктов и тёплой одежды и много раз сама доставляла беженцам всё, что удалось собрать.
– Вы очень занятой человек. Что стало для вас отправной точкой, почему вы начали заниматься благотворительностью?
– 17 лет назад пятилетняя Саша Лукьянова, дочь моей подруги, редактора Юли Лукьяновой, заболела тяжелейшим видом рака – нейробластомой. Мне хотелось помочь подруге, но я не знала как. Стала обзванивать врачей, но все отказывались лечить девочку, потому что опухоль была уже большая. Один очень известный хирург посоветовал: «Езжайте в Израиль». Саша лежала в онкоотделении ЦДКБ, весила уже 10 кг, ей давали две недели. Я попросила познакомить меня с раввином, чтобы тот помог найти подходящую клинику. Раввин хоральной синагоги в Москве связал меня с больницей, где благодаря его участию нам дали большую скидку. Однако сказали, что операцию сделают только после того, как мы переведём деньги на счёт больницы. Нужно было собрать 65 тысяч долларов. Я стала обзванивать друзей и знакомых, крупные организации, корпорации и банки. В общем, эти деньги нашла…
Сашу Лукьянову спасли, она выросла и поступила в МГУ. Но после Саши я сказала своим сыновьям, что больше никогда не буду заниматься благотворительностью. Потому что самый большой страх, который в тебе сидит, – это то, что именно ты не успеешь. А если ты не успеешь, ты будешь опосредованным виновником чьей-то смерти. И это жжёт тебя днём и ночью. Но мой старший сын Клим посмотрел на меня тогда и сказал: «Поверь, мама, ты будешь заниматься этим всё время». Так и получилось.
– Кстати, о вашем старшем сыне Климе, режиссёре. Несколько лет назад он снял трогательную новеллу для киноальманаха «С Новым годом, мамы!». А недавно Клим Поплавский снял свою маму в дебютном полнометражном фильме «Приличные люди», который выйдет в российский прокат в конце апреля…
– Интересно, что с предложением этой роли мне позвонил не сын, а его ассистент. Когда я спросила – кто режиссёр, мне сказали: Клим Поплавский. Я долго смеялась! И потом спросила сына – почему же ты не позвонил сам? Он ответил: «Ну, в этой ситуации ты же не мама!»… Это такая чёрная комедия, в главной роли Сергей Шнуров. А я играю нотариуса – роль замечательная. Наконец-то сыграла то, что хотела. Женщину скромную, плохо одетую. Честно говоря, устала от ролей богатых бизнесвумен, чьих-нибудь любовниц, женщин в мехах и бриллиантах. Чтобы доказать, что я хорошая драматическая, характерная актриса, например, в сериале «Жизнь и приключения Мишки Япончика» я решила полностью сломать свой образ. Мне очень хотелось сыграть персонаж, который потерял женский облик. Софья Павловна Соколовская – фактически мужчина. На мне были «толщинки», я увеличила себя, спрятала свои эффектные волосы под жидкий чёрный парик, чтобы эта женщина была совсем некрасивой. Курила всё время папиросу.
Для меня было очень важно сыграть жёсткую, страшную, несчастную женщину. У меня и в реальной жизни был сложный период, когда я понимала, что уже уйду от своего мужа Сергея Гинзбурга, который был режиссёром этого сериала. Было много споров с ним на тех съёмках… Женщина не должна воевать. Ни революции, ни войны её не красят. Мне хотелось, чтобы в этой Соколовской была ещё и безысходность женской судьбы, чтобы она вызывала раздражение и отвращение. И я этого добилась. Друзья и знакомые, которые смотрели сериал, говорили, что были потрясены моим перевоплощением: дескать, нас просто тошнило от твоего персонажа! И я была очень горда этим. Понимаете, у нас как повесят ярлык одного амплуа, так он и висит полжизни. А ведь амплуа у актёра – как диапазон у певца. У кого-то одна октава, у кого-то две. А три – это уже волшебство.