25 марта исполнилось 75 лет замечательному кинорежиссёру Александру Прошкину. Вряд ли этот достойнейший человек заслужил своим трудом что-либо, кроме любви и благодарности.
В его творческой судьбе нет заметных перерывов: кажется, во все времена Прошкин работал с одинаковой добротностью и тщательностью. В 70–80-е снимал в основном фильмы-спектакли и телевизионные картины, среди которых находим «Ольгу Сергеевну» с Т. Дорониной, «Опасный возраст» с А. Фрейндлих и Ю. Будрайтисом и «Михайло Ломоносова» с чудесным, рано ушедшим В. Степановым. 1987 год – большая творческая победа, фильм «Холодное лето пятьдесят третьего», напряжённейшая и выразительнейшая историческая народная драма, где невозможно забыть ни А. Папанова, ни В. Приёмыхова. Затем – потрясающая картина «Николай Вавилов». В «лихие 90-е» – целомудренная и глубокая экранизация «Капитанской дочки» («Русский бунт»), а затем без всякого ослабления мастерства – «Доктор Живаго», «Живи и помни», «Чудо», «Искупление»… Поразительно много сделал человек – без позы, без суеты, без участия в любых «бунтах», без показного патриотизма, одним лишь упорным трудом. И конечно, талантом – спокойным, добротным, какой бывает у мастеров конкретного дела, скажем, у хирургов или портных. Умею – и делаю, день за днём, без психоза и жадных поисков славы. Когда впервые показали «Доктора Живаго», критика его чуть не растоптала, – но прошло время, и всё прочно стоит на своих местах. Экранизация Прошкина с изумительными работами Олега Меньшикова и Олега Янковского – отличная, поистине творческая, она живёт и собирает зрителя. А что там кому не нравилось, никто уж и не вспомнит.
Александр Прошкин – из актёров, закончил Ленинградский театральный у легендарного Б. Зона, выступал на сцене Театра комедии. Понимание актёра у него органическое и пронзительное, в любой картине мы найдём не одну потрясающе сыгранную роль. Как играют в «Русском бунте» В. Машков и С. Маковецкий! До чего блистательны в фильме «Трио» А. Панин и М. Пореченков! Прошкин не использует, но открывает актёров – с новой неожиданной стороны. И тщательно следит и за качеством сценарного материала, любя и понимая литературу. К тому же он лично вырастил и воспитал сына – Андрея Прошкина, тоже кинорежиссёра, снявшего замечательный фильм «Орда». Прекрасно исполненная жизнь!
Браво, Александр Анатольевич!