3 марта на сцене Московского международного Дома музыки состоится уникальный концерт, где зрители смогут услышать в роли солистов двух лучших трубачей современности – Сергея Накарякова и Кирилла Солдатова.
Труба – инструмент, который широкая общественность не воспринимает как сольный. Скрипка, рояль, виолончель и даже контрабас – да, но не труба. А слово ФЛЮГЕЛЬГОРН и вовсе ввергает в ступор всех, кто не имеет к музыке близкого отношения. О своем сольном инструменте – трубе, о том, что такое флюгельгорн, и как стать солистом на оркестровом инструменте расскажет Кирилл Солдатов.
- Кирилл, расскажите, пожалуйста, когда Вы поняли, чем хотите заниматься? Ведь вряд ли в 4 года, когда Вы начали занятия музыкой, труба была Вашим осознанным выбором?
На самом деле, выбор в пользу трубы был более чем осознанный. Мой дедушка был трубачом. С детских лет, когда я приезжал к нему в гости с мамой, сразу же бежал в комнату и лез под кровать, где лежал дедушкин инструмент. Вид трубы меня завораживал. Уже тогда я мечтал поскорее научиться играть на ней. Дедушка ставил мне записи великих трубачей, открытые оркестровые соло, концерты и произведения, написанные для трубы. Каждые субботу и воскресенье мы ходили с ним на концерты в Московскую Консерваторию. Это было прекрасное время. Вкус и любовь к музыке я приобрел благодаря моему дедушке.
— Помните свое первое выступление перед широкой публикой? Волновались?
Мой первый выход на сцену состоялся, когда мне было 8 лет, тогда я уже год как начал осваивать трубу. Я играл с камерным оркестром на сцене Большого зала консерватории короткое произведение - «Шутку» Щелокова. Не помню, чтобы я нервничал, но хорошо помню, как волновалась моя мама, которая снимала этот концерт на видеокамеру. Запись невозможно смотреть, так как дрожь ее рук помешала хорошей съемке. Вообще, с годами начинаешь нервничать все больше и больше.
– Когда Вы пришли работать в НФОР к маэстро Спивакову, вам было всего 17 лет. Как вам это удалось?
В детстве я был стипендиатом фонда Владимира Теодоровича. Должен сказать, что это огромная удача для юного музыканта - оказаться под крылом великого маэстро. Дети, которым посчастливится попасть в фонд, имеют возможность играть на лучших концертных площадках мира, получают материальную помощь, мастер-классы с выдающимися педагогами. А некоторым детям Спиваков покупает инструменты. Помню, как сейчас, это был июнь 2003 года. Нам домой позвонил директор НФОР Георгий Евгеньевич Агеев и позвал меня на прослушивание в оркестр. Для меня и мамы это была ошеломляющая новость! На самом деле я никогда не думал, что начну работать в 17 лет и стану концертмейстером группы труб во взрослом, профессиональном коллективе. Думал - приеду, поиграю, покажусь и дальше в свободное плавание. После прослушивания ко мне подошел Владимир Теодорович и предложил работать в оркестре. Ощущения были как во сне. Не мог понять, как я смогу: рядом опытные музыканты, первоклассный оркестр, маэстро Спиваков… Ужасно нервничал. Но благодаря теплому приему и отеческому отношению коллектива, администрации и маэстро, моя оркестровая практика стала любимой и интересной.
- А выходные, отпуск бывают?
В оркестре да, но я не могу себе позволить такой роскоши, бывает один разгрузочный день без занятий 1 раз в 2-3 месяца. А когда с семьей выезжаем куда-то путешествовать, то труба всегда со мной, как еще один член семьи. Пока жена с дочкой купаются в море и загорают, я занимаюсь в номере отеля. Но на отдыхе инструмент хочется брать в руки реже.
- Правда, что Вы играете на инструменте, который подарил маэстро Спиваков?
Да, и это действительно чудо. На третьем году работы в оркестре сбылась моя мечта - маэстро подарил мне инструмент, на котором я играю по сей день. У Владимира Теодоровича есть удивительная черта – он делает счастливыми всех, кто находится рядом с ним.
- Кирилл, трубу называют нечастым гостем на сцене в качестве солирующего инструмента. С чем это связано?
Да, в России это действительно так, в отличии от западного музыкального рынка. Участвуя в европейских фестивалях, в списке солистов всегда можно видеть духовиков: трубачей, флейтистов, гобоистов, кларнетистов. Представлена полная палитра инструментов. У нас в стране с этим до сих пор, увы, проблемы. Музыкальная картина довольно однообразная. Мне кажется, что у нас возникли какие-то определенные стереотипы: зритель привык слышать в качестве солирующего инструмента скрипку, рояль, и организаторы концертов порой боятся предложить нечто новое из опасения потерять публику. Но теперь ситуация изменилась - появляется очень много ярких и талантливых исполнителей, достойных играть на самых лучших концертных площадках страны. Многие считают, что более яркого произведения, чем «Венецианский карнавал» Арбана, для трубы не написано, но я могу с уверенностью сказать, что это не так. На мой взгляд, задача музыканта - искать новый, интересный материал. Инструмент должен быть «на слуху», мы сами должны больше выступать, чтобы вдохновлять композиторов. Ведь они же не могут вдруг начать писать для инструмента, который абсолютно не слышат. Трубу надо слушать и тогда, я думаю, современные композиторы обязательно заинтересуются.
- 3 марта в ММДМ состоится ваш сольный концерт совместно с Сергеем Накаряковым. Кому пришла идея такого концерта?
Идею концерта предложил Дом музыки, и она всем очень понравилась. С Сергеем мы познакомились в 2011 году на московском фестивале трубачей. После нашего знакомства мы поняли, что у нас очень много общих профессиональных интересов. Мы долго думали с Сергеем о теме программы для этого концерта и решили остановиться на неординарных произведениях, которые написаны в оригинале не для трубы: это Двойной виолончельный концерт Вивальди и Двойной валторновый концерт Йозефа Гайдна. Я так же, как и Сергей, очень люблю играть переложения. Все эти двойные концерты мы будем исполнять не на традиционных трубах, а на флюгельгорнах, так как этот инструмент обладает невероятным тембром, приближенным и к валторне, и где-то к виолончели, а порой даже напоминает тембр человеческого голоса. Для нас с Сергеем это будет очень ответственный вечер, так как еще в России не было ничего подобного. Этот концерт пройдет в рамках юбилейного абонемента «Виртуозов Москвы», которые отмечают 35-летие. За дирижерский пульт встанет сам основатель и художественный руководитель этого прекрасного оркестра – Владимир Спиваков. Ну и не обойдется без музыкальных сюрпризов, которые так любят наши зрители.