Леонид Шевченко «Саламандра»
Самый примечательный из волгоградских поэтов последних десятилетий – не из-за попадания в сборник «Строфы века» под редакцией Евгения Евтушенко и не из-за своей трагической гибели в 30-летнем возрасте, а из-за самого важного, что и должно делать поэтов примечательными и замечательными: стихов. В отличие от старших коллег-волгоградцев, Леонид никогда не писал «патриотических стихотворений» и не изъяснялся на полузабытых казачьих диалектах – его лирика была сугубо городской, если не сказать бытовой, но ее неизменно пронизывали образы средневековые, мифологические, евангельские. За высказанной мыслью и выказанной эмоцией неизменно скрывался более глубокий пласт – примиряющий поэзию как будто сиюминутную с вечностью.
«Саламандра» – коллекция неизвестных прежде стихотворений Леонида Шевченко, предоставленных матерью поэта Ниной Николаевной и собранных литератором Еленой Ластовиной. Почти вся лирика датирована 1997 годом – и как же трудно поверить, что принадлежит она 25-летнему парню: здесь и мастерство версификатора, и многослойная метафорика, и пронзительный взгляд много повидавшего человека. И ни грамма банальности, ни полутона фальши, ни тени «сделанности». Прекрасное издание, в будущем – библиографическая редкость.
«Все только сон и вымысел большой,
Подъезды темные и улицы кривые.
Перед моей смущенною душой
Века нечестные, минуты роковые».
Евгений Кулькин «Избранное»
Двухтомник этот выпущен к 85-летию Евгения Александровича: писателя, которого довольно хорошо знают в нашей области и у которого есть немало читателей в глубинке, что по нынешним меркам – уже большое достижение. Четырехчастная эпопея «Смертный грех» повествует о годах революции, коллективизации, гонений на церковь и войны – и ощущение, будто через Евгения Кулькина голосит сам русский народ, становится тем острее, чем дальше ты продвигаешься сквозь эти нелегкие (как тематически, так и стилистически) романы. Мог бы опытнейший волгоградский автор стать новым Шолоховым? Пожалуй, вот только спрос на нового Шолохова минимален. И не в том дело, что нобелевский лауреат исчерпал проблематику донского казачества, а в том, что мир, увлекательно, дотошно и со знанием дела описываемый Евгением Кулькиным, не ближе и не понятнее нам, его младшим современникам, чем Китай у какого-нибудь Мо Яня. Парадоксальным образом, какой-нибудь Мо Янь нам, его младшим современникам, интереснее – самую малость, судя по тиражам, но все же.
Владимир Мавродиев «Пепел и цемент: Сталинградская книга»
У этого на редкость богато иллюстрированного издания есть хороший шанс дойти до читателя – в связи с более-менее окрепшей модой на краеведение (в нескольких сообществах в соцсетях, посвященных истории нашего города, состоят тысячи человек – и среди них множество активных и действительно находящих что-то новое). Владимир Мавродиев собрал под одной обложкой не только обширную коллекцию фотографий и картин, посвященных восстановлению Сталинграда из руин, но и десятки собственных очерков: о людях, участвовавших в возрождении города после войны, о градостроительных проектах, о своих друзьях и собственных воспоминаниях из детства. И это тот случай, когда подобные воспоминания по-настоящему интересны: родившийся в 1946-м, будущий журналист и писатель немало километров исходил по заваленным кирпичами и осколками центральным улицам города, радовался вместе с другими сталинградцами открытию вокзала, планетария, высших учебных заведений. Невероятно трудно представить сегодня, каким был Сталинград 50-х годов века прошлого. С книгой Владимира Мавродиева воображение пробуждается – и к трудностям 2015-го невольно начинаешь относиться снисходительнее.
«Археологическое наследие Волгоградской области» под редакцией А. С. Скрипкина
«Нон-фикшн года» – в такой номинации могла бы победить эта книга, читай вы наш материал не в солидной газете, а на молодежном развлекательном портале. В этой энциклопедии систематизирован и сопровожден качественными цветными иллюстрациями огромный массив информации об археологических памятниках региона. Палеолит с его каменными орудиями и бронзовые изделия 4–7-тысячелетней давности, сарматские сосуды и золотоордынские украшения, петровские попытки соединить Волгу и Дон судоходным каналом – вся эта кажущаяся далекой история обретает форму и плоть при чтении книги, написанной ведущими специалистами-археологами Волгоградской области. Особую радость она принесет студентам исторических специальностей – тем более что в научных библиотеках даже за пределами нашего края, наверняка, не будет раритетом.
Мария Рыблова «Календарные праздники донских казаков»
Своего рода «Лето Господне» на материале, связанном с местным казачеством: описание того, как уклад донских казаков был связан с календарными циклами и как осуществлялись празднования. Чтение приятное и занимательное, но при отсутствии профессионального или персонального интереса – весьма горькое. Победить сожаления по поводу «России, которую мы потеряли», нелегко, и мысль о том, что вот именно так, как описано в этой книге, жили твои прадеды и прабабки, играет злую шутку с твоим восприятием времени. Вроде не так и много прошло с их смерти, с кем-то из них ты и прожил даже несколько лет на одной планете – однако изменилось вокруг буквально все. Так и на нашем веку мир вполне успеет еще перевернуться с ног на голову – а вот о том, как люди такое потрясение пережили, книга, увы, не рассказывает. Впрочем, это хороший подробный справочник, в который многим будет любопытно заглянуть.
Александр АКУЛИНИЧЕВ