Вот и закончился VIII международного музыкального фестиваля в Сочи. Казалось, что олимпийская столица кризисной поры не потянет фестиваль такого уровня, да и зритель в ожидании попсовой «Новой волны», не обратит внимание на перечень имен, которые приглашены на фестиваль арт-директором Юрием Башметом и организатором Дмитрием Гринченко.
Но за семь лет проведения фестиваля в Сочи уже выросло целое новое поколение зрителей, знающих не только Филиппа Бедросовича и Ваенгу, но Вацлава Нижинского, Вадима Репина, Абдуллу Ибрагима, Альфреда Шнитке. Роби Лататоша, «Терем-квартет», Дениса Родькина, Екатерину Шипулину, Барри Дугласа и Хиблу Герзмаву. Аншлаг сопровождал практическое каждое событие, будь то концерт классической музыки, конкурс молодых композиторов, театральные постановки, вариацию на тему «Кармен», мастер-классы, симфорок, открытие выставки и даже заседание пресс-клуба..
Итоги маэстро Башмета
- Для меня главное, что фестиваль живет – отметил на итоговой пресс-конференции Юрий Абрамович, - Я вижу, что артист перед выходом на сцену волнуется, он один на один с Богом, а Бог — в данном случае автор. И если рождается и получается нечто новое в творческом смысле, после целой жизни подготовки, - это настоящая исповедь.
- Были такие моменты во время фестиваля как вечер памяти Вацлава Нижинского, концерт «Великие романтики» , джазовый вечер джазовой легенды Абдулла Ибрагима, участие лауреатов конкурса П. И. Чайковского на концерте закрытия фестиваля. Мне это очень понравилось. Мне все очень дорого. Каждый день мы старались представить в программе что-то новое. Сложно было с «Кармен» - потому что никто никогда не делал подобного, не на чем было поучиться. Мы знаем все недоделки, где надо усилить что-то, но спектакль будет жить.
- Очень порадовал конкурс композиторов, сама школа молодых авторов, хотя они - совершенно разные творцы. Абсолютно разный язык, но в тоже время очень современный. Как у картины должна быть рамка, у каждого музыкального произведения есть форма и время. Все участники — профессионалы, владеют формой.
- Первая премия досталась справедливо Андрею Бесогонову. Его «Жертва Молоху» удивительно передает состояние подкорки мозга. И необычный язык. Хотя среди них нового Шостаковича пока не наблюдается. Главное, что этот конкурс композиторов родился здесь в Сочи, и он будет продолжаться.
Творческие тандемы и друзья фестиваля.
Как только фестиваль обретает не только своих зрителей, он обретаем и друзей фестиваля. Не стал исключением и этот форум культуры. Знаменитый венгерский скрипач Роби Лакатош (ударение на первый слог) познакомился с Башметом на фестивале в Вербье в начале нулевых. Но именно в этом году маэстро пригласил «короля цыганских скрипачей» и «дьявольского скрипача» Лакатоша выступить с другим давним другом фестиваля ансамблем «Терем-квартет». Дух свободной импровизации царил на сцене Зимнего театра в этот вечер, и пришедшие зрители убедились, что цыганская музыка всегда остается неотъемлимой частью русской национальной культуры.
Популярный драматический Константин Хабенский также ходит в друзьях музыкального фестиваля. Несколько лет назад всех восхитила поэтическо-музыкальная композиция «Семь последних слов нашего Спасителя на кресте» В этом году актер МХТ им .А.П. Чехова привез свою новую работу – спектакль «Контрабас» по роману Патрика Зюскинда.
Но самый удивительный и самый громкий тандем - тандем маэстро Башмета с рок-певицей Дианой Арбениной . Их творческое знакомство состоялось в 2013 году в рамках новогоднего концерта на телеканале «Культура», когда совместно исполнили песню «Время года зима» группы «Ночные снайперы». И вот новый виток совместного творчества. На сцене Зимнего театр была представлена новая программа и симфоническим оркестром. Для этого концерта были написаны новые песни композитором Дмитрием Рябцевым, предполагающие симфоническое звучание. Этот концерт, этот тандем и сама Диана стала главным событием фестиваля
Прекрасная Диана
Лидер группы «Ночные снайперы», мать двоих детей-близнецов Диана Арбенина появилась на пресс-конференции стремительно и сразу стала настойчиво требовать вопросы, словно сразу ожидала подвоха от журналистов.
-У вас двое маленьких детей. У вас есть ощущение, что вы пишете песни для них?
- Мне постоянно задают этот вопрос, и я всегда говорю, что зачем мне это делать, если есть Шаинский. Дело тут не в конкуренции, а в том, что я писала песни еще до рождения детей. Сейчас мои дети слушают мою музыку, но я даже не знаю, что они в ней слышат, и как понимают. Они у меня адепты.
- Что вы сейчас читаете и что читаете своим детям?
- Дети у меня читают сами. Им очень нравятся сказки Сергея Козлова, это который про ежика в тумане написал. У него очень много странных сказок, которые я своим детям объяснить не могу. А что касается меня конкретно, то я сейчас читаю мемуары дочери Марлен Дитрих. И упиваюсь, честно говоря.
- Услышат ли сегодняшнюю программу другие города?
Дело в том, что есть отличная русская пословица. «Не говори «ГОП», пока не перескочишь». Это для меня настолько новое дело, что мне сейчас трудно задумываться даже над тем, что будет завтра. Я просто не имею на это права. У меня сейчас, на самом деле, дикий мандраж, я абсолютно не в себе, и я волнуюсь так, как не волновалась никогда за эти 20 лет.
- Насколько легко и интересно было работать с Юрием Абрамовичем Башметом?
- Упиваюсь общением с ним, если честно. Это великий человек! Он очень легкий и рок-н-рольный, но, несмотря на это, достаточно трогательный. При общении с ним я вспоминаю слова Дмитрия Сахарова, который говорил, что чем умнее человек, чем больше он достиг, тем проще он разговаривает. На его фоне видно всех умников, которые кроме как позировать не умеют больше ничего. Я точно могу сказать, что к работе и выступлению с ним я готова, несмотря на то, что не могу сказать точно, почему так получилось, и как так произошло. Я всегда с ужасом бегала от выступления с симфоническими оркестрами, и не хотела с ними работать. Но то, что я сейчас тут сижу, это исключительно благодаря тому, что этим выступлением будет дирижировать Юрий Башмет.
- Какие выводы вы сделали после того, как ваши концерты отменяли, или не давали вам работать? С кем из музыкантов мирового уровня вы бы хотели поработать? И как вы себя видите в дальнейшем, после концерта в Сочи?
-Начну свой ответ с последнего вопроса. Мне бы очень хотелось, что бы все закончилось классно, несмотря на то, что я очень волнуюсь и очень хочу чтобы было продолжение.
- Очень хотела сыграть с Миком Джаггером. Я была на его концерте в Риме. И точно могу сказать, что русскому рок-н-роллу явно есть куда стремиться. И есть возможность всерьез задуматься о своем здоровье, в том числе и моральном. Восхищена Джаггером как минимум из-за того, что он в свои 70 лет выходит на сцену со взглядом и отношением к жизни, как у 20-летнего. И ты выходишь после его концерта и хочешь покорить весь мир. Чувствуется драйв, энергетика.
То, что касается выводов…. Я продолжаю быть честной, я против этой войны!
Я против того, чтобы русских и украинцев сталкивали лбами! Я против того, чтобы делить фанатов на национальности! Я искренне желаю тем идиотам, которые запрещают мои концерты, просто напомнить: я никого не боюсь!
-Пригодилось ли вам в жизни педагогическое образование?
- Не пригодилось. Я скептически отношусь к педагогике вообще, в целом. Все, что пишется в книжках, человек потом встречает, и все равно опровергает. Главное-это человечность, нестандартный, не кондовый подход и гибкость. Во всяком случае, с детьми это именно так. Я не прочитала ни одной книги по воспитанию детей. Ребенок это «Табула раса». Дети изначально вовсе не белый лист, как принято считать. Есть вещи, которые в человеке уже заложены. Я в этом точно уверена, так как у меня родились сразу двое детей. И они разные. Я никогда не учила дочь Марту быть со стержнем, а сына Тему быть нежным. Они просто такие получились. Это гены-мама, папы, бабушкек, дедушек. В принципе, все можно чуть-чуть видоизменять, но не до самых основ.
Если педагогике вы относитесь со скепсисом, а к любви….. как?
О! То есть как?!! Ну как?!!...Вы меня смутили….. (покраснела, вы). Верю, конечно. Любовь меня питает. Искренне сочувствую тем людям, которые решили, что любви нет и что они занимаются только работой…, либо просто сексом, без любви. В моей жизни есть работа, и секс, и любовь.
А друзей много растеряли после запрета выступлений?
Много. Друзей я растеряла много. Уходят и физически, и морально. Прошлой осенью многих растеряла. Они вдруг поняли, что я - «фашистка». Мне не захотелось разубеждать их в этом. Да и не буду.
И, напоследок.
Прощаясь с Сочи и фестивалем, очень хочется верить, что Сочи и фестиваль полюбили друг друга и теперь каждый сочинец, администрация города сделают все, чтобы IX Зимний Международный фестиваль искусств состоялся. Ведь это детище не только маэстро Юрия Башмета - великого музыканта, альтиста и «подлинного подвижника». Именно так в своем приветствии Президент России Владимир Путин охарактеризовал деятельность маэстро. Это дела каждого.