Открытие ретроспективной выставки Яна Крыжевского 29 января в музее им. Нестерова не вызвало большого ажиотажа. В зале особняка купца Лаптева собрались журналисты, школьники и близкие художника. Статусность события выдавало лишь присутствие министра культуры Амины Шафиковой.
Достояние республики
Организаторы не скупились на восторженные эпитеты и дифирамбы в адрес виновника торжества, вернувшегося на родину после 23-летней эмиграции. Выставку называли событием «долгожданным» и «знаковым», работы – «дуновением свежего ветра», а самого Крыжевского – «легендой 70-80-х».
– Художник приехал не с пустыми руками, а огромным багажом – картинами, которые, безусловно, ценны для нашей республики, – отметила А. Шафикова.
– Многие художники исчезают, а Ян вернулся, ибо он служил искусству, не стал конформистом, не обслуживал политику, – не удержался от комплимента друг художника, известный живописец Расих Ахметвалиев.
Как заверил гостей сам мастер, из Уфы он уехал в знак протеста против прессинга функционеров от искусства, с надеждой на изменения к лучшему. По его мнению, они произошли.
– По полотнам можно судить о жизненных перипетиях, переживаниях и настроении, – отметил декан факультета ИЗО Уфимской академии искусств Амир Мазитов.Действительно, лиричные пейзажи и оптимистичные картины 70-80-х, как бы отсылающие к искусству советского плаката, резко контрастируют с написанными в США мрачными, депрессивными полотнами, сюжеты которых ассоциируются с кошмарными видениями и психоделическими фантазиями. Хотя, по словам художника, судить о заокеанском периоде его творчества только по представленным работам нельзя.
– Есть интересные работы, особенно пейзажи и картины советского периода, – поделилась впечатлениями художник- керамист Ляля Галеева. – В них хорошо переданы настроение и ощущения той поры, свежесть восприятия. Господь дал ему шанс. Он в этой жизни художник, для него творить – это жить. Желаю ему научиться жить в провинции.
– Это здорово: человек возвращается с багажом потрясающих работ, которые до этого мы видели только в Интернете, – рассказала искусствовед и галерист Кристина Абрамичева. – Сейчас они собраны в одной выставке, что позволяет проследить советский период изобразительного искусства. Это тем более ценно, что у человека такой имидж – авангардного художника, оппозиционера, и он может доподлинно рассказать о событиях, заставивших его поступить так, а не иначе.
Событие не для всех
– Лично меня и, как я понял, не только меня, никто не известил об этом событии, – объяснил свое отсутствие на открытии академик живописи Сергей Краснов. – К тому же была информация, что вход будет по пригласительным. Несмотря на это, экспозицию обязательно посещу.
– Еще живя в Уфе, Ян умудрился испортить отношения со многими коллегами. Уехав в США, со всеми порвал, возможно, поэтому многие сегодня не пришли, – сообщил один из гостей. – Выставка, безусловно, интересная. Удивляет другое: вся эта пляска вокруг его возвращения. Любят на Руси героизировать «страдальцев». Когда-то Ян, уничтожив российский паспорт и билет Союза художников, покинул страну, а теперь его приняли обратно и делают из него икону. Хорошо, что помогли человеку, но шумиха вокруг его персоны совершенно не оправдана. Не успел сойти с трапа самолета – уже с президентом закрывает Год культуры, к которому никак не причастен. Уфимские художники, имеющие реальные заслуги, годами ждут мастерских, у некоторых их вообще отбирают, а для него сразу нашлась.
продолжение материала на портале "УФА.РУ" 11.02.15