«Цветы» – фактически первая отечественная рок-группа, в семидесятых годах реально покорившая страну. Именно она привнесла элемент рок-музыки на советскую эстраду, и с неё начался отсчёт новой эры в поп- и рок-музыке. «Цветы» были созданы в 1969 году гитаристом и автором песен Стасом Наминым. В 1973 году «Цветы», как лауреаты студенческого фестиваля, выпустили на фирме «Мелодия» гибкие пластинки, которые неожиданно для всех разошлись многомиллионными тиражами, несмотря на полный запрет в СМИ.
Получив огромную популярность в СССР, в 1974 году группа начала гастрольную деятельность, в 1975 году была расформирована за «пропаганду хиппи», её название было запрещено, и лишь в 1977 году она восстановилась под новым именем «Группа Стаса Намина». В 1978 году начала опять гастролировать, оставаясь под запретом во всех центральных СМИ. В 1980 году во время олимпийской «оттепели» группе впервые удалось записать сольный альбом – «Гимн Солнцу» – и появиться на ТВ, после чего она опять попала под запрет. В 1986 году с началом перестройки началась другая жизнь: Группа Стаса Намина «Цветы» впервые выехала на Запад и за четыре года совершила мировое турне. Однако в 1990 году группа полностью прекратила свою деятельность.
Собравшись в 1999 году после перерыва, «Цветы» отметили своё 30-летие юбилейным концертом, но и после этого не возвратились в шоу-бизнес, а работали в Театре музыки и драмы Стаса Намина, участвуя в создании мюзикла «Волосы», рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и других проектах. В 2009 году «Цветы», в год 40-летия, снова начали активно гастролировать и записывать музыку. Обо всём этом рассказывает Стас НАМИН.
- Группе «Цветы» недавно исполнилось 45 лет. Как следует оценить это событие?
– Историю «Цветов» можно разделить на два периода. Первый – примерно двадцать лет до 1990-го. Это был трудный для нас, «советский» период, с цензурой, запретами и скандалами. А потом вдруг в 86-м – перестроечная свобода, открывшая нам дорогу в мир. В 1990-м я распустил группу, и второй период начался уже в 1999-м. «Цветы» тогда собрались вновь и работали в нашем театре (Московский театр музыки и драмы Стаса Намина, создан в 1999 году. – Прим. авт.), участвовали в создании мюзикла «Волосы», рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и других спектаклей. При этом группа не давала больших концертов и не записывала новых песен.
В 2001-м (с опозданием на два года) «Цветы» отметили своё тридцатилетие большим концертом, в котором приняли участие музыканты из прежних составов и друзья группы – звёзды отечественной рок- и поп-музыки. Но и после этого концерта группа давала только редкие эксклюзивные концерты в России, в основном гастролируя за рубежом: Швеция, Израиль, Великобритания, США, Германия, Китай, Южная Корея.
А в 2009 году, когда группе исполнилось сорок, нам показалось, что та музыка, которую мы придумали в семидесятых, те стиль и мировоззрение, которые мы тогда провозгласили: лирический мелодизм, симфонический принцип аранжировок, красивые тексты и профессиональное инструментальное и вокальное исполнение, то, чему мы учились у «Битлз», – не особенно развились за это время. И мы решили, что имеет смысл опять начать активную творческую и публичную жизнь и не только вспомнить то, что мы сделали за сорок лет, но и новыми песнями открыть новое лицо группы. Жизнь показала, что стиль и принципы остались теми же.
– В начале семидесятых вышли первые пластинки, которые расходились миллионными тиражами. В чём секрет такой популярности?
– Никакого секрета нет. Просто, наверное, я был воспитан на правильной музыке – «Битлз», «Роллинг Стоунз», Джимми Хендрикс, «Лед Зеппелин». И даже советская цензура, заставлявшая нас «причёсывать» и «приводить в соответствие» наши песни, не могла в них истребить «злотворное» влияние рок-н-ролла. Они всё равно несли свежесть и, простите, «несовковый» драйв и были как глоток свежего воздуха для всех нормальных людей, уставших от советской эстрады.
– В течение двух лет у «Цветов» был совершенно невероятной популярности тур по СССР, где они собрали всю публику, которая только была в стране. И тем не менее Минкульт расформировал «Цветы» в 1975-м…
– В 1974-м мы начали профессиональную гастрольную деятельность, выступая от Московской областной филармонии, которая зарабатывала на нас, организовывая постоянные гастроли по три-четыре концерта в день на стадионах и во дворцах спорта. Да, нас заставляли работать на износ. Стадионы – это 20–30 тысяч зрителей. Звук, естественно, живой – по-другому тогда и не бывало. Платили при этом копейки – по 5,50 за сольный концерт. Советские звёзды получали по 400 рублей и более. Но для этого надо было петь «Ленин такой молодой», «Мой адрес – Советский Союз», «Надейся и жди…» и другие «шедевры». А мы, наивные, пели про какую-то звёздочку в небе!
Александр Грецинин, Стас Намин, Валерий Диордица, Юрий Вильнин, Алан Асламазов, Олег Предтеченский. Abbey Road Studio, Лондон
В 1975 году из-за непосильной работы и невозможности творчества начались конфликты между музыкантами и администрацией филармонии, которая пыталась отобрать у нас название. В том же 1975-м Минкульт официально запретил группу и даже само название как «пропаганду западной идеологии и идей хиппи».
В одном из таких конфликтов, когда вопрос встал ребром и все музыканты, которые тогда играли в группе, договорились, что поставят ультиматум вплоть до ухода из филармонии, один из нас, не хочу называть фамилию, вдруг сказал, что его всё устраивает и он готов работать так, как требует филармония. В результате нас троих – Слизунова, Никольского и меня – уволили, а его сделали руководителем ансамбля, набрав других музыкантов. Потом мы узнали, что он сговорился обо всём с администрацией филармонии заранее и ему пообещали руководство группой и финансовый интерес. Это было для нас троих серьёзным шоком, мы первый раз в жизни столкнулись с предательством и около двух лет не могли опомниться. Именно тогда Костя Никольский написал свои песни «Я сам из тех, кто спрятался за дверь» и «Музыкант». Александра Слизунова призвали в армию. Я тогда занялся учёбой в университете и не помышлял о новом ансамбле. Но уже года через два мы решили опять собраться и начать всё заново. Название «Цветы» тогда ещё было запрещено, и нас называли просто «Группа Стаса Намина». Помимо меня, Никольского и Слизунова в группу вошли вокалист и гитарист Алик Микоян, Володя Сахаров (гитара, вокал), а на барабанах, как и прежде, был Юрий Фокин. Нас не пускали на «Мелодию» с новым названием, и мы полулегально записали в Доме радио песню Слизунова и Никольского «Старый рояль». Опять попасть на «Мелодию» нам помог известный поэт Владимир Харитонов. Он написал текст на одну из моих мелодий, и получилась песня «Рано прощаться». Мы с ним вместе работали вплоть до начала 80-х, когда его не стало, и написали несколько симпатичных песен – «Летний вечер», «Юрмала» и другие.
– В 70-х – 80-х постоянного состава в «Цветах» не было. В группе за двадцать лет играло около пятидесяти человек. С чем это связано?
– Группа всегда была моим авторским проектом. Собственно, таким как «ДДТ» Шевчука, «Аквариум» Гребенщикова и «Арсенал» Козлова, на Западе подобные проекты были у Карлоса Сантаны, Фрэнка Заппы и других. Песни записывались и исполнялись разными солистами, а творческим лицом группы был прежде всего её оригинальный, не похожий ни на кого стиль. Это была своего рода лаборатория, через которую действительно прошло много очень хороших музыкантов. Это и Игорь Саульский, и Лёша Козлов, Сергей Дьячков, Саша Слизунов, Костя Никольский, Саша Лосев, Сергей Дюжиков, Андрей Сапунов, Игорь Саруханов, Юра Горьков, Володя Белоусов, Саша Солич, Саша Малинин, Серёжа Воронов и многие-многие другие.
– А что скажете про настоящий состав, он ведь не меняется на протяжении более пятнадцати лет?
– Учитывая, что раньше в «Цветах» никогда не было постоянного состава, я хотел на новом витке жизни группы собрать команду, которая была бы настолько полноценной во всех отношениях, что оставалась постоянной на все оставшиеся времена и могла бы вместе со мной создавать репертуар, аранжировки и развиваться. Мне кажется, это получилось. Собрался, с моей точки зрения, самый сильный за всю историю группы состав. Каждый может быть лидером самостоятельной группы. Валерий Диордица – вокалист, клавишник и аранжировщик, который раньше играл у меня в группе «Формула», он уникальный, редкий музыкальный талант, да ещё и мирового класса певец, узнаваемый с одной ноты.
Гитарист Юрий Вильнин – это тоже редкий музыкант, обладающий помимо высокой техники уникальным умением не играть лишних нот. Зная разные музыкальные направления, он отличается ни на кого не похожими звуком и мелодическими импровизациями. Бас-гитарист Александр Грецинин – профессиональный музыкант международного класса, играет любую музыку и при этом великолепно поёт.
А однажды мой друг Платон Лебедев сказал, что видел в Самаре потрясающего вокалиста. Я ему не поверил, и тогда Платон сказал, что сам привезёт его в Москву. Через неделю Олег появился у нас в театре. Оказалось, что Платон был прав, и Предтеченский сразу покорил всех уникальными вокальными данными и при этом человеческими качествами – воспитанностью и благородством, которые, несомненно, важны для серьёзного лидер-вокалиста. К тому же его вокальная манера была близка к стилю ранних «Цветов». Вопрос о принятии его в группу был решён. Последним в группу пришёл Алан Асламазов – великолепный пианист, саксофонист и аранжировщик. При этом тоже профессиональный вокалист.
– Алексей Козлов, это руководитель «Арсенала»?
– В 1971 году, когда я услышал группы Blood, Sweat & Tears и Chicago, я тоже решил попробовать включить в состав «Цветов» медную секцию. Я пригласил своего друга по музыкальному Суворовскому училищу трубача Сашу Чиненкова, тромбониста Володю Нилова, а также саксофониста Володю Окольздаева. Так группа выступала в столовой №8 МГУ и на других рок-тусовках, а репетировали в ДК Энергетиков.
Затем наш пианист Игорь Саульский предложил мне взять в состав ещё одного саксофониста – джазового музыканта Алексея Козлова. Я не любил тогда джаз, но Игорь сказал мне, что Козлов мечтает играть рок и поможет аранжировать медную группу, и я согласился. Козлов начал репетировать с «Цветами» на нашей базе и писать аранжировки. Так мы и выступали какое-то время на джем-сейшнах, а последнее выступление в таком составе было в Доме архитектора, после чего мы решили разделиться – «Цветы» остались втроём, классическим рок-составом, а Козлов сделал свой ансамбль – «Арсенал», куда перешли остальные музыканты «Цветов». Кстати, пару лет назад Алексей участвовал в нашем концерте в «Крокусе».
– Группу «Парк Горького» вы собрали из музыкантов, которые работали в «Цветах». Как появилась идея создания группы и как удалось сделать их популярными на весь мир?
– В начале 1987 года, после первых выездов с концертами на Запад, я решил попробовать свои силы как продюсер в мировом шоу-бизнесе. Специально «на экспорт» я создал музыкальный проект, придумав ему название по месту рождения – «Парк Горького». Подобрал музыкантов, и в результате двухлетней работы у себя на студии SNC создал имидж, репертуар и демонстрационные записи новой группы. С самого начала и до распада группы в 1991 году всё, что с ними происходило: поездки, записи, клипы и т.п., – я полностью финансировал за свой счёт, но этого было бы недостаточно, если бы не помощь моих друзей и правильная стратегия. Я уговорил моего друга Дениса Берарди, президента фирмы Cramer, стать менеджером группы «Парк Горького» в Америке. Пригласил в Москву президента фирмы US Polygram Records Дика Эшера и подписал первый в стране прямой контракт. Я представил группу моему другу Фрэнку Заппе и привлёк к проекту BonJovi, таким образом подняв её репутацию. Главным трамплином в карьере «Парка Горького» стало их участие в организованном мной в 1989 году рок-фестивале в «Лужниках» наравне с BonJovi, Motley Crue, Оззи Осборном, Scorpions, Cinderella и другими мировыми звёздами. Фестиваль транслировался в 59 странах мира и был номинирован как лучшее в мире музыкальное событие года. Но в 1991 году по вине одного из музыкантов группы мой проект развалился. А уже потом, через много лет, кто-то из музыкантов безуспешно пытался халтурой по клубам использовать название.
С Кийтом Ричардсом (The Rolling Stones) и барабанщиком Стивом Джорданом во время записи альбома Talk is Cheap, Нью-Йорк
– Как случилось, что в 1990-м группа «Цветы» прекратила своё существование?
– Во второй половине восьмидесятых, когда к власти пришёл Михаил Горбачёв и в стране началась перестройка, открылись новые перспективы в областях, не связанных с музыкой. И я начал активно заниматься различными творческими, социальными и коммерческими проектами. В 1986-м «Цветы» смогли выехать в полуторамесячный тур по США и Канаде, а затем совершили мировое турне. Уже в это время я объявил музыкантам, что после турне распущу группу. Так что музыканты стали готовить свои собственные карьеры и работать над сольными проектами. Серёжа Воронов основал группу «Кроссроудз», Коля Арутюнов – «Лигу блюза», Саша Солич стал одним из создателей «Морального кодекса», а Малинин начал сольную карьеру. Лосев не смог сам создать собственный ансамбль и репертуары, просто пошёл работать в автосервис. В 1993-м я решил помочь ему сделать свой ансамбль, пригласил пианиста и аранжировщика Влада Петровского, игравшего раньше в «Цветах», а на концерты они приглашали сессионных музыкантов. Я разрешил им временно использовать название и репертуар «Цветов», чтобы у них была возможность зарабатывать. Сам я в девяностых только однажды собрал «Цветы» из музыкантов разных времён и сессионных музыкантов, взятых на одну поездку, т.к. реально группа не существовала, это было в 1996 году для тура «В поддержку свободной России».
– В 2010-х годах у вас было несколько больших проектов. А началось, кажется, с AbbeyRoad?
– Если учесть, что нас не было на большой сцене в течение двадцати лет, то для большей части публики в 2010-м мы были как новая группа, молодёжь, выросшая в эти годы, не слышала о нас, а взрослые уже успели забыть. Но мы были готовы начать заново строить свою репутацию! Летом 2009 года мы записали двойной альбом «Назад в СССР» – все свои известные песни, созданные в 1969–1982 годах, на легендарной студии Abbey Road в Лондоне. В этой записи помимо нынешних «Цветов» участвовали приглашённые музыканты и музыканты из прежних составов, и даже те, кого уже нет, представлены в альбоме своими песнями и семплами, которые мы перенесли из старых записей. Мастеринг нам, кстати, сделал тот самый Стив Рукс, который сделал ремастеринг всех альбомов TheBeatles.
– В марте 2010 года «Цветы» отметили своё сорокалетие в Москве в «Крокус Сити Холле». Чем запомнился этот концерт?
– Он подытожил творческую деятельность группы за сорок лет. И в каком-то смысле освободил музыкантов от того образа, который сложился за эти годы, дав свободу дальнейшего развития. В нём приняли участие музыканты ранних составов группы: Юра Фокин, Костя Никольский, Володя Чугреев, Саша Слизунов, Володя Семёнов, Влад Петровский и другие наши друзья: Андрей Макаревич, Юра Шевчук, Гарик Сукачёв, Коля Носков, Маршал, Дима Ревякин, Юля Чичерина, Женя Хавтан, Люся Гурченко, Оскар Фельцман, а ещё детский хор, оркестр «Солисты Москвы», ансамбль солистов нашего театра (Московский театр музыки и драмы Стаса Намина. – Прим. авт.). На этом концерте мы исполнили мою композицию «Свет и радость», которую я задумал ещё в 1974 году под влиянием песен «Битлз», индийской музыки и философии, которыми я в то время увлекался. В ней вместе с «Цветами» и этническими музыкантами поют и читают молитвы представители пяти мировых конфессий: христианства, буддизма, ислама, иудаизма, индуизма – всё это мы осуществили на сцене «Крокуса».
– А сразу после этого концерта вернулись на AbbeyRoad? Неужели что-то осталось незаписанным?
– Да, в первой половине восьмидесятых нас совсем запретили, даже на «Мелодии», поэтому весь наш репертуар того времени остался незаписанным, неизданным и никому не известным. Поэтому в 2010-м мы записали ещё один альбом на Abbey Road – «Распахни своё окно» – семнадцать песен, большинство из которых были созданы в то время, а ещё русская народная песня из репертуара Шаляпина «Солнце всходит и заходит», которую мы посвятили тогда ещё сидевшему в тюрьме Платону Лебедеву, и две новые песни: «Гимн героям нашего времени» и «Распахни своё окно», которая и дала название альбому.
Всемирное общество звука Society of Sound, созданное Питером Гэбриелом, выбрало этот альбом для своих VIP-клиентов как самую интересную работу года и включило его в свой каталог.
– Слышал о вашем совместном концерте с «Машиной времени», что это за акция?
– За сорок лет нашей дружбы с «Машиной» это был первый совместный концерт. Они пели наши песни, а мы их. Получилось весело – можно посмотреть в Youtube.
– И через год ещё один большой концерт в «Крокусе»…
– В этот раз мы представили свой новый репертуар. Это уже не те «Цветы», к которым все привыкли, – наши новые песни и стиль отличаются от ранних так же сильно, как первые песни «Битлз» отличаются от самых поздних. Мы выпустили этот концерт на двух альбомах: «Человек разумный» и «Власть цветов» – они выложены в iTunes и Youtube. «Человек» – это новые наши песни, а «Власть» – современные ремейки известных наших хитов, которые мы спели вместе с друзьями – «Машиной времени», «Калиновым мостом», Zdobsi Zdub, и музыкантами из ранних составов «Цветов»: Лёшей Козловым, Андреем Сапуновым, Сашей Соличем. Ещё в концерте участвовали ансамбль Александрова, балет «Тодес», квартет им. Глинки.
– Вы объявили, что после мирового тура группа завершит свою творческую карьеру последним концертом в Москве в 2015 году…
– Прошлой осенью начался тур «Цветов», посвящённый 45-летию группы, он продолжится в этом году, а ещё мы сейчас планируем мировое турне.14 ноября мы отыграли московский концерт в зале Arena Moscow. Здесь состоялась премьера трёх наших новых песен – это моя «Наливай! или Пир во время чумы»; ленноновская «Дай миру шанс», которую мы спели на трёх языках – английском, русском и украинском, с участием детского хора; и «Этот странный мир» Чеслава Немена. Именно блоком из этих трёх песен, которые отображают отношение музыкантов к тому, что происходит сегодня в политической жизни, мы открыли концерт.
В ноябре 2015 года планируется большой московский юбилейный концерт группы с участием отечественных и зарубежных рок-звёзд. Это будет последний большой открытый для публики концерт «Цветов». После этого музыканты планируют сосредоточиться на студийной работе и сольных проектах.