26 декабря состоялось вручение литературной премии Герцена писателю Захару Прилепину.
После писатель, издавший на сегодняшний день 12 книг, встретился с читателями в большом зале библиотеки им. Герцена. Впрочем, многие знают Евгения Николаевича как популярного публициста (настоящим имя и отчество писателя).
Он ведет свой ЖЖ, принимает участие в ток-шоу и не стесняется своей гражданской позиции. Про таких, как он известный музыкант Андрей Макаревич сказал «Крым наш головного мозга». Сам же Прилепин называет себя «леваком и консерватором». Понятно, что российские либералы придерживаются другого мнения, поэтому регулярно демонстрируют свое раздражение и несогласие с точкой зрения писателя. Вот и в Кирове во время прямого эфира с участием Прилепина «Эхо Москвы» в Кирове» позвонил слушатель, который начал возмущаться по поводу того, что публициста решили наградить кировской литературной премией. Поэтому Евгений Николаевич начал свое общение с пришедшими с мини-выступления: почему я достоин премии Герцена. «Русская литература всегда высказывалась на любые темы и не была политкорректна, для нее не было табу, — отметил Прилепин. – Вот и Герцен в своем творчестве озвучивал самые разные острые вопросы». По мнению писателя, свобода слова – это иметь разные мнения, а не только то, которое имеют либеральная часть населения. И высказывать его, не боясь быть побитым или изгнанным из общества. К тому же в произведениях Герцена было серьезное противостояние с государственной машиной, но русский мир он любил. А сейчас в литературе и публицистике российских писателей какое-то «брезгливое» отношение ко всему происходящему в России. Прилепин такого не понимает и не приемлет. «Поэтому меня можно с полным правом называть наследником Герцена».
Первым подошел к микрофону правозащитник Евгений Кокоулин: «Не считаете ли вы, что Путин предал Малороссию». Захар Прилепин заметил, что быть главой государства – «бесконечная прогулка по краю ада». Огромная ответственность. И подчеркнул, что за всю историю русского и российского государства правители оного всегда медлили до последнего, предпочитая любые методы воздействия – но не открытую войну. Кроме того, чтобы давать оценку происходящему, нужно знать всю «расстановку фигур на доске». Мы же ее не знаем. Если наш гарант не обостряет ситуацию, значит, считает что способен все решить другими способами.
В целом кировчане просили писателя дать оценку какому-либо деятелю искусства: Балабанову, Довлатову, Бондарчуку. Сам же писатель больше рассуждал о поэзии, несколько раз возвращался к Льву Толстому и Серебряному веку. Интересны Прилепину и советские поэты — это «творчество людей, которые переживают не только за себя, но и за остальных, за огромные пространства».
На вопрос, что подтолкнуло его стать писателем, ответил: «Я рожден Чечней и своей женой». Последнее объяснил, что присутствовал на родах всех четырех своих детей. «Видеть такое… Уж лучше я бы в перестрелку попал», — сказал он (некоторое время Прилепин работал в ОМОНе). Благодаря долгому браку с любимой женщиной писателю, по его словам, сегодня лучше удаются женские образы. «Мужчина, проживший с одной женщиной 20 лет, будет больше понимать в женской психологии, чем мужчина, проживший 20 лет с двадцатью разными». На просьбу дать нравственную оценку сожительства Герцена с чужой женой ответил коротко: «Не одобряю, но понимаю».
Рассказал о работе над своим романом «Обитель»: «Это не ответ Солженицину и Шаламову, — отметил он. – Люди, которые были по ту сторону колючей проволоки от заключенных, в адвокатах не нуждаются. Они нуждаются в свидетелях. Я хотел показать, что и те, и другие жертвы своего времени». На вопрос, кого из современных авторов стоит читать, назвал Олега Ермакова, Михаила Тарковского и Александра Терехова. «Перечитаешь их, и как с родней повидаешься», — отметил он.
по материалам портала "Новый вариант" 26.12.14