Аргументы Недели → Культура № 1(442) от 15.01.2015

Соединение игры с документальностью

, 17:49

Актриса и продюсер Ольга ДЫХОВИЧНАЯ родилась в Минске, окончила Высшие режиссёрские курсы и стала известна сначала как жена режиссёра Ивана Дыховичного, а после его смерти – как главная героиня фильмов Ангелины Никоновой: «Велкам хом» и «Портрет в сумерках», которые получили различные призы на международных кинофестивалях и были показаны на ТВ и в прокате во Франции и Германии. В запасе у Ольги детский фильм Евгения Соколова «Мальчики + девочки =», где она сыграла маму главной героини.

- Ольга, наибольшую известность вам принесли малобюджетные фильмы Ангелины Никоновой. К чему надо быть готовым при съёмке кино за 20 тысяч долларов?

–Малобюджетный фильм – прекрасная школа для молодых кинематографистов. Потому что ты знаешь, для чего нужен каждый человек на съёмочной площадке, после тебя не надуют продюсеры, которые скажут: «А вам нужны 84 гримёра». Очень многие рабочие места в кино придуманы искусственно, их гораздо больше, чем нужно. В стране экономический кризис, дешевеют технологии, киношколы каждый день выпускают конкурентов, готовых войти в профессию, несмотря ни на что. Поэтому малобюджетные фильмы в ближайшем будущем станут обязательной частью кинопроизводства. За деньги умеют многие снимать. А когда бюджет небольшой, то ты должен суметь убедить, зажечь творческую составляющую актёров. Такое по плечу только настоящим профессионалам.

Ваш международный фестиваль «2 morrow/Завтра Films» как раз для таких режиссёров. Какие новые темы сейчас витают в киномире?

–Большую популярность набирает соединение игрового кино с документальным. Например, в конце января мы будем показывать французский фильм «Party girl». В этом фильме главная героиня – реальный человек. Как-то она рассказала свою историю режиссёру, который выбрал из неё интересные моменты и написал сценарий. И вот она играет саму себя и вместе с профессиональными актёрами повторяет эпизоды своей жизни.

Во всём этом есть необыкновенная достоверность. Женщине за 60 лет, а она отказывает мужчине, предлагавшему руку и сердце! Все зрительницы за 30 лет в недоумении: «Она ведёт себя как будто у неё вся жизнь впереди!» А потом ты понимаешь, что человек имеет право отказаться от призрачного счастья. Сознание освобождается от всякого рода клише. И это потрясающе! Картину «Party girl» я бы рекомендовала посмотреть всем женщинам, особенно россиянкам. Потому что именно в России, как нигде, женщины замкнуты в этих клише, а нужно допускать, что и в 65 лет можно быть счастливой, иметь право выбирать и отказывать, идти своим путём и быть непоследовательной.

– Как-то вы сказали, что если бы был жив ваш муж Иван Дыховичный, то ему бы понравились ваши фильмы...

–Иван для меня – человек, с которым я нахожусь в постоянном диалоге. Мне важно сверять свои поступки с тем, что бы он подумал и как бы он это оценил. Для меня его жизнь – своего рода инструкция, как нужно жить, как отдаваться своему делу, как быть смелым и искренним. Думаю, что те же чувства испытывает и его сын Владимир Дыховичный, с которым мы близкие друзья. Ему 26 лет, он актёр, музыкант, радиоведущий. Я вижу, что он внутренне сверяет свою траекторию с тем, что сказал бы его отец.

– Читала, что в Ростове во время съёмки фильма «Портрет в сумерках» жители не давали вам спокойно снимать кино, вызывали ОМОН. Что их смущало?

– Видимо, мы не умеем друг с другом общаться. Вместо того чтобы подойти и спросить: «А что вы снимаете?», людям хотелось каким-то другим способом узнать информацию и заодно привлечь к себе внимание.

– В «Велкам хом» вы сыграли любовницу со стажем. Посоветуйте, как не ввязаться в длительные отношения с женатым мужчиной. Есть ли противоядие?

–Я не могу никому ничего советовать, хочу лишь обратить внимание, что, решаясь на такие отношения, – вы обречены на боль. Потому что не встречать Новый год с любимым больно. И быть всё время на втором плане, не высовываться – тоже больно.

Для каждого существует своё противоядие. Кому-то нужно уехать и не видеть этого человека, кому-то поможет быстрая интрига, кому-то нужно всё понять, взвесить и отпустить. Своим подругам я тоже ничего не советую, лишь задаю вопросы: в чём ценность таких отношений? Возможно, мы видим со стороны одну картинку, а кто-то готов платить за это большую цену.

– Готовясь к съёмке в «Велкам хом», вы месяц в вызывающей одежде разгуливали по Нью-Йорку. Каковы были ощущения?

–Сначала было очень неприятно. Героиню, которая ничего не боится, очень сложно сыграть. В кадре должна была ощущаться энергия. Я достаточно уверенный в себе человек, но не настолько вызывающе уверенная, как моя Саша. Кожаные шорты, цветные лосины, каблуки 15 см, белая голова, яркая цветная куртка. Она специально оделась так, она ждёт вызова, ждёт, чтобы её заметили люди. Чтобы ощутить, мне важно было преодолеть свой собственный зажим и словить удовольствие. В конце концов свыклась с образом, да так, что очень долго из него выходила. Было приятно открыть в себе не свойственного мне человека и понять, что он где-то там ещё есть.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram