Аргументы Недели → Культура № 48(440) от 18.12.2014

Цирк в Большом театре!

, 18:48 , журналист, обозреватель, продюсер

На Новую сцену Большого театра возвращается шедевр Джузеппе Верди «Риголетто». Впервые эту оперу по драме Виктора Гюго «Король забавляется» поставили в Москве в 1859 году.

С тех пор различные постановщики неоднократно возрождали шедевр Верди на сцене Большого театра. Последний раз на сцене Кремлёвского дворца Большой театр показал традиционную постановку «Риголетто» в 1989 году, которая событием не стала и была быстро снята.

И вот через четверть века известный канадский режиссёр Роберт Карсен дебютирует на Новой сцене Большого со своим «Риголетто». Новая постановка уже прославилась на многих европейских подмостках. Большой театр показывает спектакль, который стал плодом коллективных усилий фестиваля в Экс-ан-Провансе и европейских оперных домов – Рейнской оперы в Страсбурге, Театра де ла Монне в Брюсселе, Большого театра Женевы и Большого театра России.

Действие своей версии оперы «Риголетто» Роберт Карсен перенёс в цирк. Великолепного герцога Мантуанского он сделал генеральным директором этого заведения, а Риголетто – шутом, клоуном. Карсен уверен, что его режиссёрский ход – находка: «Сюжет оперы сложно расположить во времени и пространстве. Я хотел, чтобы именно Риголетто был главным героем этого произведения. Единственное место и пространство, где главный герой может быть шутом, – это цирк. Ведь это место, где и страшно, и смешно, там есть и сексуальные моменты».

Акробаты, упругие гимнастки на круговой арене, героиня, поющая арию на качелях, взмывает под потолок – весь этот цирк предстаёт метафорой нашей жизни со многими смыслами, когда порочность и алчность правят бал, и каждый герой пытается «переплюнуть» друг друга в количестве грехов и дурных помыслов. Исполнитель партии шута Димитрис Тилякос уверен, что главное в его образе – антигеройство и противоречивость. «Антигерой. Да, он – антигерой, мне нравится это слово. Знаете, ведь он – клоун. И очень трудно понять психологию это героя. Почему он делает те или иные вещи. В нём постоянно какие-то страсти, то он смеётся, то плачет». В то же время это инновационный спектакль. Под звуки классической музыки придворные показывают чудеса акробатики и танцуют брейк-данс, а воздушные гимнасты театрально отплясывают в хип-хоповой манере. Цирк, да и только!

И самое удивительное, что всё это прекрасно и органично смотрится на Новой сцене Большого театра России. Надо только увидеть и услышать это лично. Настоящий праздник души! Премьерные показы с 16 по 21 декабря.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram