Катерина ШПИЦА не из тех актрис, которые в одночасье «проснулись знаменитыми». Приехав в 2005 году в Москву из Перми, она медленно, но верно шла к зрительскому признанию. Поначалу снималась в маленьких ролях в сериалах («Счастливы вместе», «Принцесса цирка», «Синие ночи» и др.). Затем была заметная роль в нашумевшей драме Александра Гордона «Огни притона». И вскоре к Кате пришёл заслуженный успех, практически каждый фильм с её участием становился телехитом или лидером кинопроката: «Метро», «Куприн. Яма», «Поддубный». Совсем скоро на российские экраны выходит новогодняя комедия «Ёлки 1914», где Катя сыграла одну из главных ролей.
- В картине «Ёлки 1914» вы играете фигуристку, причём катаетесь как настоящая спортсменка. С детства занимались?
– Нет. Кататься меня научили тренеры и мой партнёр Максим Ставиский в проекте «Ледниковый период». Вообще, история моего попадания в «Ёлки» удивительна. Это был мой день рождения, и он совпал с записью очередного этапа ледового шоу. В гримёрке прошёл слух, что на лёд придёт Тимур Бекмамбетов, якобы смотреть артисток в новый фильм. Задуматься об этом я не успела, потому что на генеральной раскатке мы с Максимом упали с поддержки, и я крепко ударилась головой о лёд. Съездили в больницу, сотрясение было лёгкое, и я подумала: «Ну что ж я, запомню свой день рождения тем, что ударилась. А в зале папа и много друзей, отлежусь потом». И приняла решение выступать… В общем, в январе меня позвали на пробы в новых «Ёлках».
– Наверное, фигурное катание в 1914 году несколько отличалось от нынешних ледовых состязаний?
– Конечно. В первую очередь это коньки: лезвие с вензелем впереди, в другом месте расположены зубцы, другой ботинок, где не так хорошо укреплена лодыжка. Когда я впервые надела «исторические» коньки, мне казалось, что я в них никогда не поеду. Ну и соответствующая эпохе «юбка в пол», была для меня непривычна…
– Катя, это правда, что в фильме-катастрофе «Метро» вы снимались, будучи уже беременной?
– Мне кажется, осознание этого факта придало какую-то особенную осмысленность моему взгляду, что ещё не родившийся тогда ребёнок помог мне сделать эту роль глубже. Я теперь воспоминания о своих киноработах связываю с возрастом сына. Когда Герману было 2 месяца, я стала сниматься в «Поддубном», когда сыну исполнился год с небольшим, начались съёмки в сериале «Куприн. Яма»… Кстати, в «Поддубном» я была цирковой гимнасткой и... кормящей матерью, но вне кадра. Сын всегда находился рядом. И не раз была такая ситуация: мы снимаем на натуре, и вдруг я слышу вдалеке плач голодного Германа. Моя свекровь несёт мне ребёнка. Тут же приливает молоко. Это рефлекс, у некоторых женщин может быть прилив молока, даже если они слышат плач чужого ребёнка. Такова женская генетическая способность к эмпатии, к сочувствию… Так вот, текущий дубль доснимаем, и я кидаюсь к костюмерам со словами: «Девочки, милые, помогайте!» И они оперативно помогают мне избавиться от корсета, чтобы я смогла покормить Германа… В этом смысле съёмки «Поддубного» были непростые. Зато я прочувствовала, что такое быть кормящей матерью в XIX веке!
– Да, женщинам в XIXвеке жилось, наверное, тяжелее, чем нашим современницам?
– Узнав, как живём мы, они ужаснулись бы. Бешеный ритм, плохая экология, другая мораль. И мы можем о них думать – да как они вообще тогда жили? Ведь сейчас у тебя есть равные права с мужчинами, независимость, а с точки зрения простого быта – горячая вода, огромное количество приспособлений, сокращающих время ухода за собой, а косметологи, визажисты... С другой стороны, человек прекрасно справляется с чем-то, пока не знает лучшего. Если ему дашь необходимое, он захочет комфорта, дашь комфорт – захочет роскоши, дашь роскошь – возжелает излишеств. Такова человеческая натура.
Вот я вам про себя скажу. Я прекрасно помню тот момент, когда только приехала в Москву. Зарабатывала я очень мало и одевалась на Черкизовском рынке. Нашла там пару точек, где продавались достаточно качественные фабричные турецкие подделки. Я не гонялась за брендами. Но те вещи действительно выглядели хорошо. И, как сейчас помню, я ходила по рядам и думала – зачем вообще ездить в Милан на распродажи, если можно всю жизнь экономить и так неплохо одеваться на Черкизоне?
А потом, как только пришёл достойный заработок, я, естественно, перестала появляться на вещевых рынках. Но до излишеств и даже до роскоши до сих пор не дошла, и не знаю, дойду ли вообще. Потому что считаю, что потратить 50 тысяч на какую-нибудь футболку, пусть и брендовую, это уже слишком! Вообще умение красиво одеваться у некоторых – как сверху данный талант. Я всю жизнь смотрю на свою маму, которая родилась в бедной многодетной семье и обладает отменным вкусом. Например, в детстве она всегда украшала свою школьную форму, которая была тогда у всех одинаковая. Её яркие воротнички, сделанные собственными руками, постоянно менялись. Вот кто её этому научил?