Юбилейный год Эрмитаж провёл, как всегда, в трудах: открыл Вторую очередь Фондохранилища в Реставрационно-выставочном центре в Старой Деревне, принял у себя в Зимнем дворце и Главном штабе событие мирового значения – Европейскую биеннале современного искусства «Манифеста 10», запустил новый сайт, открыл целый ряд блестящих выставок, среди которых особое значение имеет выставка «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времён». Её можно увидеть до конца февраля будущего года в Гербовом и Пикетном залах Зимнего дворца.
Масштабная экспозиция – уникальная и сложная по характеру работ – показывает всё разнообразие коллекций Эрмитажа. Представленные экспонаты раскрывают всю полноту деятельности художников-реставраторов музея. Выставка позволяет представить их кропотливую и трудоёмкую работу, познакомить с задачами, стоящими перед специалистами, рассказать об истории возникновения и развития Отдела научной реставрации и консервации.
В двух залах Эрмитажа представлены 260 памятников культуры – от живописи до часов – прошедших реставрацию в Отделе научной реставрации и консервации музея. Например, гости музея теперь могут увидеть после расчистки «Портрет молодого человека» Рембрандта. Виртуозная реставрация этой картины убрала все сомнения в авторстве мастера.
«Эта выставка о самой сути жизни музея, – рассказал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – У нас вся реставрация производится в Эрмитаже. Это изумительно увлекательная работа, которую все мечтают увидеть. Все видят результаты, но теперь – спасибо большое за это реставраторам – они разрешают не только отдельным гостям, но и в принципе всем гостям Эрмитажа по особой схеме видеть, как они работают в специальном Открытом хранилище в Старой Деревне». Сейчас в отделе научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа 14 лабораторий.
А на выставке в Эрмитаже за каждым из более чем двух сотен экспонатов – своя история, нередко детективная. Например, картина Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме» была украдена из фондов музея в 2001 году весьма зверским способом – вырезана из рамы. Искали долго, потом поиски прекратили, но в декабре 2006 года полотно подбросили в приёмную главы КПРФ Геннадия Зюганова. Но картина была на грани гибели – похитители сложили холст вчетверо, как лист бумаги, и сильно повредили и нити, и красочный слой. Как рассказал заведующий Лабораторией реставрации станковой живописи Владимир Колобов, реставратор Мария Шулепова занималась спасением картины более двух лет, возвращение картины к жизни шло под микроскопом. Мария сшивала разрозненные ниточки холста, кромки клеила тоже под микроскопом. Получалось не более 1 см в день.
«Мадонна делле Грацие» Лоренцо Лотто, созданная в 1542 году, вообще была долгое время безымянной картиной итальянского художника XVI века венецианской школы. Хранитель венецианской живописи Ирина Артемьева обратила внимание на то, что образы, созданные этим «неизвестным художником», очень похожи на те, что творил Лоренцо Лотто. Заглянула в записки художника и обнаружила там ссылку на картину, местонахождение которой неизвестно, зато доподлинно ясно, что создавал он её для племянницы, уходившей в монастырь, в качестве напутственного подарка. Хранитель решила исследовать памятник в отделе научно-технической экспертизы. И в инфракрасных лучах оказалось, что за спиной мадонны – три ангела, а не тёмный занавес, нарисованный позднее. Так картину атрибутировали и отреставрировали, обнаружив, кстати, мельчайшее толчёное стекло в красочном слое – так делали венецианские художники, чтобы краски сияли.
В коллекции Эрмитажа несколько тысяч самых разных часов. Реставраторы возвращают их к жизни. Михаил Петрович Гурьев – один из известнейших мастеров-реставраторов – рассказал на выставке только о нескольких эрмитажных часах. Вот, к примеру, часы, которые английские корабли доставляли в Китай в XVIII столетии, тогда Британия только налаживала торговлю с Поднебесной. И ломала голову – ну что этим китайцам надо? Оказалось, что главному китайцу-императору очень понравились музыкальные английские часы, подданным, соответственно, они тоже сразу понравились. Причём китайцы не называли их часами – жителей Поднебесной поразила механическая жизнь этих вещей – мелодии, звучавшие оттуда, движения фигурок. Они называли эти часы «самозвенящие колокола». В Запретном городе, где жил император, таких английских часов скопилось более пяти тысяч. Есть они и в Эрмитаже. На выставке можно увидеть, какими они были до реставрации и какими стали, когда эрмитажные мастера вернули их к жизни.
Лаборатория научной реставрации тканей вернула к жизни целый ряд экспонатов, среди них: «Костюм парадный императора Петра Великого», в котором он присутствовал на коронации Екатерины I, более 260 лет находившийся в постоянном экспонировании на восковой фигуре Петра I; платье из шёлкового муара с кружевом, принадлежавшее императрице Марии Фёдоровне; маскарадный костюм княгини З.Н. Юсуповой.
О труде реставраторов, видимо, писал Пушкин, вдохновлённый «Святым семейством» Рафаэля:
Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуёй;
Созданье гения пред нами
Выходит с прежней красотой».