6 декабря в Театральном зале Дома музыки пройдет премьера монодрамы «Нежность», поставленной Романом Виктюком специально для Сати Спиваковой и Басинии Шульман, которая раскрыла подробности совместной работы над спектаклем.
-Расскажите, почему выбор пал именно на «Нежность»? Как Вы нашли это произведение?
- Сати много лет назад прочитала «Нежность» Барбюса, и с тех пор ее не оставляло желание что-нибудь придумать, сделать музыкальную постановку. И когда я предложила ей поработать вместе, совместить театр и музыку, она сказала: «я знаю, мы будем делать «Нежность».
- Какой отрывок, сцена из «Нежности» Вам нравится больше всего?
- Мне, конечно, больше всего нравится пятое письмо. Я люблю неожиданные развязки, драматургию. Мне по душе отматывать слово за словом, все действо назад и подмечать то, что ты уже слышал, но не знал, для чего это было сказано. И понимать. Да, ведь уже тогда мне должно было стать всё понятно, как же я пропустила вот этот намек на неожиданный конец? Барбюс написал гениальное произведение, это факт.
- Как долго шел процесс подготовки спектакля? Возникали какие-то сложности?
- Подготовка была в несколько этапов. Сначала работали Роман Григорьевич и Сати над текстом. Это происходило без меня. Пока они трудились в своем направлении, я подбирала музыку, которая мне казалась подходящей по смыслу. Потом мы все встретились у рояля и совместили текст с музыкой. Виктюк утвердил сразу всё, что я собрала, похвалил мой выбор. Затем начались репетиции в зале, каждый день, без декораций. Последние детали были готовы за день до пилотного показа. Весь процесс постановки, как ни странно, занял всего полтора месяца. Сложности возникали лишь эмоционального характера. Мы все нервничали, что у нас получится.
- Вы были художественным руководителем «Новогодних приключений Красной Шапочки в стиле ДЖАЗ». В этот раз возникла необходимость взгляда со стороны?
- Я была продюсером очень многих программ в Доме музыки и не только, мне нравится этот творческий процесс. Быть продюсером и музыкантом одновременно – хорошая вещь. Очень помогает оценить твое творчество взглядом со стороны, взглядом зрителя, слушателя, который купил билет. Это и есть мерило успеха – полный зал. Уже сейчас, за неделю до премьеры понятно, билетов не будет.
- В октябре прошла полузакрытая премьера «Нежности», на которую не приглашали журналистов, критиков. Это была проверка спектакля или проверка себя?
- Мы просто хотели проверить как свою реакцию, так и реакцию зрителей. В этот раз зовем всех!
- Какие музыкальные произведения вошли в спектакль?
- Сезар Франк, Роберт Шуман, Иоганесс Брамс творили в эпоху романтизма. Их произведения ярко отражают все то, о чем говорится в тексте. В этой части работы мне помог шестилетний опыт работы в кино, где я трудилась в качестве музыкального редактора, сделала три больших картины.
- Вы любите романтику. Что для Вас пример истинной романтики?
- Я очень люблю романтику в музыке. Пример истинной романтики для меня Шопен, в котором уживается и сила духа и любовь к родине, и та самая нежность. Так вышло, что в нашей с Сати «Нежности» нет Шопена, но у нас все впереди. Думаю, мы не остановимся на одном спектакле и в скором времени придумаем что-нибудь еще.