Трудолюбию заслуженной артистки России Марины ЯКОВЛЕВОЙ можно только позавидовать. Начиная с 70-х она снимается в нескольких картинах в год. В любых жанрах, играя людей разных профессий и характеров. Учительницу в мелодраме «Однажды двадцать лет спустя», сержанта медицинской службы в военной картине «Корпус генерала Шубникова», принцессу в сказке «Раз, два – горе не беда!». И в последние годы работы не убавилось: «Стройбатя», «Поговори со мною о любви», «В спорте только девушки» и др.
- Марина Александровна, вы играли и в качественных сериалах («Тайны дворцовых переворотов», «Московская сага»), и в проходных («Анжелика», «Была любовь»). Что известную актрису заставляет сниматься в подобном «мыле»?
– Никогда не известно, что в итоге получится. Когда мне предложили, например, сыграть роль в картине «Участок» (а снимал этот сериал малоизвестный тогда режиссёр), мне в это время нужно было ехать с Арменом Джигарханяном на гастроли в Америку. И я как-то несерьёзно к предложению отнеслась – ну что ещё за название такое – «Участок»? Как «околоток» просто! Мне предлагали большую роль, ту, которую в итоге сыграла Евгения Добровольская. А я тогда из пяти картин выбирала где сниматься. В общем, на «Участок» не согласилась и уехала в Америку. А потом этот сериал вдруг так прозвучал! Правда, я всё же там снялась в маленькой роли, когда вернулась из США. Но это было, конечно, не то…
– То есть успех – вещь непредсказуемая?
–Когда-то я спрашивала нашу знаменитую Татьяну Ивановну Пельтцер, с которой снималась в сказках, можно ли как-то предугадать успех? И она ответила то же самое: мол, никогда не знаешь, что в итоге получится. Кажется поначалу, что гениально, – а выходит какая-то ерунда, ничего не склеивается. А бывает, что вроде сценарий как сценарий, ничего особенного. И вдруг складывается тёплая история, с атмосферой, с характерами, с любовью. И зритель эту историю принимает. Так вот здорово прозвучал, например, сериал «Судьбы загадочное завтра».
– А где бы вы точно не стали сниматься?
–У меня какие-то принципы есть, вы не думайте. Главное, чтобы не было чернухи, сцен насилия. У меня один год в карьере был, когда я от семи картин отказалась. Где-то сплошная жестокость была, где-то в тюрьме взбунтовались, то жену известного губернатора предлагали играть, реального, погибшего Михаила Евдокимова. А ведь его жена ещё жива! Что ж я буду ложь распространять, врать о ней – я ведь не знаю, кто прав, кто виноват. Сериал этот, кстати, тоже потом громко прозвучал… Но лучше я в комедиях буду веселить людей, чем пугать их в криминальной чернухе.
Вообще со съёмками в сериалах есть одна проблема. Если роль западает в тебя, образ получается, его начинают тиражировать, и этому очень трудно сопротивляться. Год я снималась на Украине в сериале «Маруся», впервые у меня был такой длинный съёмочный период, там было 260 серий, кажется. Очень хороший характер – тётя Паша, все её любили. Эта добрая тётка говорила на милом суржике – гыкала, шокала, смешная, властная. Потом мне уже в другом сериале предложили нечто подобное. А потом ещё раз. У меня были какие-то личные обстоятельства, времени не хватало, но можно было выкроить дни, заработать эти деньги. Однако я подумала: «То же самое? Ну хотя бы через раз!» И отказалась.
– Марина Александровна, вы учились в ГИТИСе, начинали с маленьких ролей, шаг за шагом взбирались по крутым ступенькам актёрской карьеры. Потом в кино пришла мода на непрофессиональных артистов, жён олигархов или медийных лиц. Снимутся они в какой-нибудь комедии – и их тут же записывают в кинозвёзды! Как вы ко всему этому относитесь?
– Если мы говорим о супругах каких-то высокопоставленных чиновников, богатых людей, которые покупают себе роли в кино, то мне их вообще по жизни жалко. Я с ними знакома – с жёнами банкиров, олигархов. Не скажешь, что они очень счастливые люди. За всё в жизни надо платить. Имея много денег, они порой ограничены в свободе, а муж может гулять, париться в бане. Им, жёнам, надо всё это терпеть… В общем, такую бабу можно только пожалеть. Несчастная тётка! Хоть и в кино снялась.
Что же касается медийных лиц… Вот в знаменитом сериале Светланы Дружининой «Тайны дворцовых переворотов», где я играла Марфу Остерман, в одном из последних блоков про Анну Иоанновну мы снимались с популярной певицей Алсу. Она играла дочку трактирщика. Мне запомнилась сцена в бане, где мы с Алсу мылись. Правда, прелести она свои не показывала, всё веником прикрывалась. Но вообще она мне понравилась – скромная девушка, доброжелательная, очень послушная… Также меня порадовала и Кристина Орбакайте в «Московской саге». Она играла певицу. Конечно, многие говорят, что звёзд эстрады зовут сниматься для привлечения аудитории. Мол, зритель действительно падок на медийные лица. Отчасти это так. Но ведь Орбакайте ещё в детстве замечательно сыграла в фильме Ролана Быкова «Чучело». Так что во всём бывают исключения.