Вспомните героиню Галины ТЮНИНОЙ в «Дозорах» Тимура Бекмамбетова. Роли ведьм очень ей идут. Вот и в новом фильме Сергея Карандашова «Дар» она сыграла злую ведьму Амалию. Родилась будущая звезда театра «Мастерская Петра Фоменко» на Дальнем Востоке в городке Большой Камень в семье инженера-конструктора и врача. Лауреат множества театральных премий: Госпремии РФ, «Золотой маски», «Чайки». За первый же свой фильм «Мания Жизели» Тюнина получила приз «За лучшую женскую роль», премию лучшей актрисе кино «Лицо года – 96», «За лучший актёрский кинодебют» и др. С Галиной нам удалось пообщаться на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге.
- Галина, поздравляю, фильм «Дар» получил диплом «За пронзительный лиризм атмосферы, сопутствующей сокровенным переживаниям героя на пороге взрослого мира». Какое значение для вас имеет мистика?
– В области мистики я не компетентна. Жизнь и смерть – абсолютно реальны, каждый человек рождён когда-то отсюда уйти, чтобы пришли другие. И это никак не связано с волшебством. Человек – самая непознанная природа, хотя всем кажется, что все мы друг друга знаем от и до, задаём те же самые вопросы и не получаем ответов. Хотим быть вечно молодыми, сильными, страшимся смерти и будущего.
– Вы мало снимаетесь в кино. Почему согласились в «Даре»?
– Мне понравилась история из 50-х годов. Сценарий был написан по повести Курляндского – со шлейфом того времени, когда сценарии писали по-другому, с ароматом большой литературы.
– В «Дозорах» вы сыграли ведьму Ольгу, которая превращалась сначала в сову, затем – в мужчину, каково это?
– Это сложно, особенно если учесть, что мы начали снимать со сцены, где я в теле Антона (Константина Хабенского). В театре перспектива, а тут – надо сосредоточиться на какой-то микрозадаче.
– На роль ведьмы был большой кастинг?
– Проб не было вообще, Тимур пригласил меня на встречу и сказал, что будем работать. Мы как-то сразу внутренне совпали. Бекмамбетов – талантливый художник, он пришёл в кино из театра. Он не был ориентирован на Голливуд, это американцы заманили его к себе.
– Как вышло, что вы озвучивали Анджелину Джоли в фильме «Особо опасен»?
– Мне хотелось помочь Тимуру и встретиться с Анджелиной на экране. Это был мой единственный, но очень интересный опыт.
– Вы ощущаете, что ваши роли накладывают отпечаток на судьбу?
– Да, я чувствую, что мои роли остаются жить в воздухе, проявляются в отношениях с людьми и даже иногда материализуются.
– Ваш первый режиссёр в кино – Алексей Учитель...
– Да, я очень благодарна, что Алексей Ефимович поверил в меня и доверил главную роль балерины Ольги Спесивцевой в своём дебютном фильме. Я очень много от него получила. Затем каждый продолжил заниматься своим делом. Учитель в кино, я в театре. Самые сердечные воспоминания у меня связаны со съёмками его фильма «Дневник его жены». С тех пор я нежно и глубоко отношусь к Андрею Сергеевичу Смирнову, который сыграл Ивана Бунина (мужа моей героини). Я знаю, мы никогда не забудем друг друга.
– В том же фильме вашим партнёром был и ваш однокурсник по Саратовскому театральному училищу Евгений Миронов. Дружите?
– С Женей мы редко видимся, но друг про друга не забываем. У нас была хорошая школа. Все наши однокурсники служат в театрах нашей страны, мало кто ушёл из профессии.
– Вы играли реальных людей: Марину Цветаеву, Ольгу Спесивцеву... Это сложнее, чем ведьму-сову?
– Все мои персонажи реальны. Сложность лишь в том, чтобы избавиться в самой себе от штампованного восприятия и стереотипов в изображении этих людей.
– Вы поклонница таланта Цветаевой?
– Играя роль человека, нельзя выпячивать своё отношение, оставляю его при себе. Драматическая профессия не значит копирование. Пластика связана с внутренним миром образа, природой человека.
– Два года назад ушёл из жизни Пётр Фоменко. Что изменилось в театре?
– Как вы думаете, что происходит, когда уходит создатель своего дела? Всё меняется, и в то же время жизнь продолжается. Я бы хотела, чтобы Пётр Наумович жил вечно, но разве это возможно? Я бы для многих людей хотела вечности, чтобы они всегда были рядом со мной. Но независимо от моего желания всё будет происходить.
– Галина, вы боитесь стареть?
– Старость придёт всё равно в том виде, как должна. Сменяются времена года, на небе сияют звёзды, о которых мы ничего пока не знаем, до которых ещё никто не долетел. Это интереснее, чем думать, как сохранить то, что невозможно.
– У вас много наград. Это как-то вас стимулирует?
– Награды не помогают играть на сцене. Я благодарна, это приятно, но не более того.
– У вас есть увлечения помимо работы?
– Моя работа не увлечение, а жизнь и судьба. От неё отдушина не требуется. Путешествия заменяют гастроли. Мне достаточно этих поездок.
– Вы достаточно закрытый человек. Вам так важно быть одной?
– Если человек не открыт каждому, не значит, что он закрытый. Я не открытая форточка и не люблю сквозняк.