Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана» представляет премьеру юбилейного 25-го сезона - оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена». Премьерные показы состоятся 3, 4, 5, 8, 9, 10, 11 октября 2014 года, начало в 19.00.
«Геликон-опера» вновь обращается к творчеству Жака Оффенбаха, после постановки в 1998 году «Сказок Гофмана». «Прекрасная Елена» – 52-я по счету оперетта Оффенбаха. Премьера состоялась 17 декабря 1864 года на сцене парижского театра «Варьете». В поисках нового сюжета для оперетты Оффенбаха либреттисты Анри Мельяк и Людовик Галеви обратились к «Илиаде» Гомера. Либретто первоначально должно было называться «Взятие Трои».
Спектакль остроумно пародировал приемы серьезной оперы, а содержание его, прозрачно завуалированное древнегреческой фабулой, являлось острой сатирой на современность. Не случайно в одной из первых постановок «Прекрасной Елены» в Вене, при молчаливом одобрении композитора, Менелай носил усы и эспаньолку Наполеона III, а Елена была загримирована под Евгению Монтихо. «Прекрасная Елена», по определению самого Оффенбаха, — опера-буфф. Музыкальная драматургия играет в ней определяющую роль. Спектакль развивается по законам французской комической оперы, которая по традиции включает в себя диалоги. Кроме куплетов, обычных в оперетте, здесь много ансамблей, хоров, арий, большие музыкальные финалы, построенные по типу финалов итальянской комической оперы.
В версии театра «Геликон-опера» взят за основу дореволюционный сценический перевод либретто Анри Мельяка и Людовика Галеви, выполненный Виктором Александровичем Крыловым.
Художник-постановщик приглашен из Австрии - Хартмут Шоргхофер, уже работавший в «Геликон-опере» на постановке оперы Рихарда Вагнера «Запрет на любовь». Однако, сотрудничество художника с режиссером-постановщиком Дмитрием Бертманом началось еще в Венской Фольксопер, за которой последовал целый ряд именитых театров Шведская королевская опера, Канадская опера в Торонто, Оперный театр Эрфурта - и везде неизменный успех. В Москве Бертман и Шоргхофер успели вместе поработать над "Иолантой" в Театре Н.И.Сац, а в Баку поставили современную оперу "Интизар".
"Геликон" подготовил зрителям немало сюрпризов, один из них - на роль Ореста, которую обычно исполняют меццо-сопрано, приглашены три контр-тенора: Юлий Котов, Далер Назаров и Вадим Волков. Куплеты Ореста: «Дзинь-ля-ля! Что за голова, голова, о-ля-ля!» могут смело соперничать с куплетами князя Орловского из оперетты Иоганна Штрауса. Мы надеемся, что этот спектакль станет таким же популярным, как и легендарная «геликоновская» «Летучая мышь».
Основатель театра, художественный руководитель театра «Геликон», режиссер-постановщик Дмитрий Бертман о спектакле:
«В западноевропейской опере царственные особы, как правило, страдают и бездельничают, и только режиссер может заставить оперного правителя трудиться. Греческие цари в оперетте Оффенбаха поют, играют и забавляются, как раз перед началом Троянской войны.
«Прекрасная Елена» шла в театре имени Станиславского и Немировича-Данченко целых тридцать лет до моего рождения и еще долго после него. У меня об этом спектакле сохранились самые теплые и нежные воспоминания. Сейчас «Елены» нет в репертуаре ни одного московского театра. У нас шедевр композитора исполняется в авторской редакции, что редко можно встретить в современных постановках, поскольку со времени создания музыка Оффенбаха претерпевала множество оркестровых версий. Оперетту вытесняют опера и мюзикл, и мне захотелось дать ей приют в нашем временном пристанище на Арбате. Честно говоря, я очень надеюсь, что этим спектаклем мы завершаем премьерный список на этой сцене, и следующая наша премьера состоится в родном доме на Большой Никитской»