Аргументы Недели → Культура

Сергей Трофимов: о творчестве и о себе

, 17:24

Вы поэт, композитор, исполнитель. Кто-то называет Вас бардом, кто-то рокером, для любителей шансона Вы свой человек. Что же всё-таки за явление такое музыкальное Сергей Трофимов?

Я бы не сказал, что я музыкальное явление, наверное музыкальное явление это Ростропович, Башмет, Моцарт, Рихтер. Я просто продукт своей эпохи, который немного владеет поэзией, немного владеет музыкой и в природе которого - естественная рефлексия думающего человека на происходящее вокруг него. Скажем так.

У Вас было музыкальное детство, бабушка водила в хор мальчиков. Почему не остались в академической музыке? Сочиняете ли что-нибудь кроме песен?

Я написал симфонию, есть симфонические миниатюры, есть квартет скрипичный, но это все как бы для себя. Может быть, когда-нибудь, когда буду на пенсии (улыбается), я запишу все-таки симфонию, чтобы детишкам осталось.

А почему в академической музыке решили не оставаться?

Рок-н-ролл – зараза! Я покатился не той дорожке.(смеется)

Ваша биография пестра – солист хора мальчиков, музыкант в ресторане, автор церковных песнопений. В этих крайностях виновато время или мятежная натура? 

Скорее поиск. Я до сих пор считаю, что себя еще не нашел и нахожусь в мучительном поиске и раздумье. Я только отражаю, что происходит вокруг. Поскольку вокруг нет стабильности, поэтому нестабилен и я.

С чего началось ваше сотрудничество с профессиональными исполнителями. Кто пел Ваши песни?

Этот список очень большой. Вообще, все началось с того, что к нам в гости, когда я был совсем еще юн, пришел один академический исполнитель-знакомый нашей семьи. Он попросил написать романс на стихи Гарсиа Лорка «Над пропастью масличной склонилось небо низко». Вот я и написал, Он с этим романсом выступал достаточно долго. Потом были песни для своей группы, для себя. Позже в ресторане я познакомился со Светланой Владимирской, которая попросила для нее что-то написать. Так появилась песня «Потому что люблю», которая стала популярной. А потом было сотрудничество с Каролиной, Аллой Горбачевой, Вахтангом Кикабидзе… Сейчас этот список очень большой, теперь уже всех и не упомнишь… Поворотным моментом была наша встреча с Александром Ивановым на какой-то рок-тусовке. Ему понравилась песня «Вышивает мать крест», а не «Боже, какой пустяк», которую теперь знают все. Тогда я вместе с продюсером Степаном Разиным запускал проект «Трофим», а эти песни вроде как-то оставались не удел. И было решено сделать с Александром. Ивановым альбом «Грешной души печаль». В этом альбоме все песни мои, только одна песня на стихи Марины Цветаевой

В определенный момент карьеры Вы объявили, что «период Трофима» закончился, и теперь начинается творчество Сергея Трофимова. Это означало, что Вы стали единственным исполнителем своих песен? 

Нет, это не так. В середине девяностых у нас наступил такой период, что без «Трофима» нельзя было обойтись. В России тогда творилось что-то невообразимое. Отношение ко всему было ироничным. Так и появился проект «Трофим» со всей его балаганностью и народностью. Трофим был человеком из народа, который реагировал на происходящее. Изменились время, и моё отношение ко всему происходящему тоже изменилось. И проект «Трофим» закончил своё существование.

Как рождается песня?

Вы знаете, нет, у меня шизофрения особого рода. Я слышу сразу всю песню целиком в аранжировке. Полноценное звучание. И очень важно какая-то строка, которая меня цепляет. Дальше - большая работа: редакторская, чисто литературная, эстетическая…
У Вас много патриотичных песен. Одна даже стала маршем спецназа ГРУ. Это заказ или веление души?

Веление души. Это песня имеет конкретного адресата и героя. Сейчас это полковник, а тогда был капитан, не имеющий ни семьи, ни дома. Он всю жизнь воюет. Я горжусь до сих пор тем, что судьба свела нас с этим порядочным и настоящим человеком.. Я очень уважаю людей в погонах и прежде всего за то, что они честно несут службу во имя России
Расскажите пожалуйста о семье. Жена музыкант?

Жена - бывшая профессиональная танцовщица, сейчас домохозяйка, занимается детьми, Она сейчас модель для деревенской живописи… (смеется). Я считаю в наше время воспитание детей - это целая профессия. Супруга Настюшка – это свет в моей жизни, и этим все сказано.

А дети будут в обязательном режиме учиться музыке?

Я не хотел бы этого. Предпочел бы, чтобы они были математиками, программистами, в крайнем случае, микробиологами (улыбается). Но Лиза у меня поет с утра до ночи, причем в образе поет, видно сразу, кем человек будет. Сын Ваня стучит на барабанах и самостоятельно осваивает гитару. В общем, это – диагноз…семейный.(смеется)

Вы дает живые концерты в разных уголках России. Есть любимые регионы? Чем там отличается публика?

Любимый регион – Магадан. Когда мы туда приехали в первый раз, люди были искренне удивлены нашему приезду…(смеется) На самом деле нет любимого региона. Ведь когда устанавливается контакт со зрителями, совершенно все равно в какой точке земного шара ты находишься, сколько сейчас времени и кто ты. Главное, что есть какое-то состояние сопричастности к чему-то общему, большому.

Чем будет примечателен ваш концерт в Театре киноактера 29 сентября?
Это будет совершенно новая программа из песен, которые были написаны совсем недавно и войдут в будущий альбом. И, конечно, не обойдется без стареньких хитов. В этой программе будет много песен, продиктованных сегодняшней нашей действительностью и я, честно говоря, очень переживаю, как новые песни воспримет публика.

 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram