Аргументы Недели → Культура

Петр I: война памятникам, мир памятникам

, 15:50

5 сентября – день рождения неоднозначно известного московского памятника Петру Великому. Монумент был задуман как подарок флоту – однако моряки от подарка категорически отказались. А москвичи даже собирали деньги на снос «шедевра».  Другие, менее знаменитые, памятники Петру I  стали героями не менее интересных историй.

Неординарные люди всегда вызывают различные толки и кривотолки. Даже после их ухода из жизни память о них будоражит умы и души. Им воздвигают памятники – а потом под возгласы толпы свергают их с пьедесталов. Проходит время, и… поверженные монументы снова устанавливают. Таков удел великих – быть обсуждаемыми и при жизни, и после нее. Не является исключением и Петр I. В нашей стране его называют Петром Великим, а в Турции, а к примеру… Петром Безумным! 

Основатель Российской Империи был поистине неординарным человеком. Потомки частенько сравнивали себя с первым императором России и стремились походить на него хоть немного. В знак уважения и признания заслуг памятники Петру Алексеевичу ставили не только до революции, но даже в советское время. Воздвигают и до сих пор, причем не только в нашей стране. Петру поставлены два памятника в Нидерландах, три – в Бельгии, один – в Великобритании. Планируют установить бюст Петра и в Ереване.

Конечно, рекордсменом по памятникам императору является Северная столица. Город, который он и создал. Медный всадник – символ Санкт-Петербурга – наверняка самый известный памятник Петру Великому, но не самый обсуждаемый и отнюдь не самый многострадальный.

Москвичи – монументу: «Вас тут не стояло!»

В Москве рядом с парком «Музеон» на искусственном острове, при впадении Водообводного канала в Москву-реку, стоит 98-метровый памятник Петру работы Зураба Церетели. Самый высокий в России и один из самых высоких в мире. В 2008 году  монумент вошел в десятку самых уродливых памятников планеты. Говорили, что скульптор переделал в памятник Петру памятник Колумбу, который отказались принять в 1991-1992 годах США, Испания, Латинская Америка и поэтому Петр оказался в одежде конкистадора. Как шутит Михаил Задорнов,  после такого Колумба Америку надо закрывать. Ходили даже анекдоты: «Москвич спрашивает питерца: - как вы относитесь к творчеству Церетели? – а так вам и надо!», «Церетели таки впарил Петра I англичанам, те, недолго думая, насажали на корабль много-много маленьких бронзовых человечков, и получился памятник Гулливеру».

Открытие памятника было приурочено к празднованию 850-летия Москвы. Скульптура была официально названа подарком морякам к 300-летию Российского флота – чем сразу же и вызвала возмущение на флоте. В 1995 году главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Селиванов лично просил Черномырдина установить другой памятник – созданный народным художником академиком Львом Кербелем. Проект этого памятника морякам понравился. Его планировали установить напротив Третьяковской галереи – для чего и сделали новый пешеходный мост через Водоотводный канал и украсили набережную.

Но все вопросы с памятником Петру Москва  стала решать самостоятельно, без помощи правительства страны.  Об этом столица уведомила правительство официальным письмом. Московские чиновники рассмотрели проекты Кербеля и Церетели и вынесли вердикт: проект Церетели неповторим и прекрасен, он несет в себе отменную эстетическую ценность и высокую информационную насыщенность. Скульптуру Кербеля установили в Измайлово, а шедевр Церетели – главный подарок морякам – в центре города. 

Флот обращался к скульптору с просьбой внести изменения в скульптуру. Моряки просили изменить трактовку ростров – трофеев, взятых с вражеских кораблей. На памятнике каждый ростр увенчан Андреевским флагом. А это означает, что царь воевал против собственноручно созданного флота. Просили и «изобразить статую Петра I в традиционной форме российского военного моряка начала 18 века, установить (разместить) внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев,  убрать орла с бушприта»…. Церетели отказался. Памятник вызвал почти всеобщее возмущение. Журнал «Столица» опубликовал ряд статей против  установки нового памятника – и даже провел сбор подписей против установки памятника. Символом акции стал «Сеятель облигаций государственного займа». Таким образом творчество Церетели сравнили с «шедевром» Остапа Бендера. Журнал выпускали с вложенной внутрь наклейкой – перечеркнутым памятником Петру. Москвичам предложили писать письма с поддержкой в журнал. Кампания проходила под лозунгом «Вас здесь не стояло».

Нашлись и те, кто защищал идею Церетели. Они стали называть своих оппонентов инквизиторами времен 1937 года. 

Новый «шедевр» никого не оставил равнодушным. Некоторые предлагали одеть памятник в стеклянный кожух – чтобы его не было видно. Фамилия Церетели стала нарицательной и  даже сейчас очень часто звучит с эстрады. Монумент упоминается в современных романах – и отнюдь не положительно. Его пытались взорвать, а после отставки Лужкова – снести.  

Москвичи даже собирали деньги на демонтаж всех произведений Церетели. Принять у себя памятник первому русскому императору предложили: Азов, Тирасполь, Петрозаводск, Воронеж, Иваново, Орел, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин, Ижевск, Бердянск. Санкт-Петербург от московского Петра отказался – объяснив, что в городе уже есть скульптура Церетели.

Со временем к Петру привыкли. Сейчас его воспринимают уже спокойно. В 2011 году префект Центрального административного округа Москвы (в котором и расположен монумент) Сергей Байдаков в 2011 высказался за то, чтобы оставить памятник на прежнем месте. 

Народные приметы создают… авторы

В 1991 году, накануне переименования Ленинграда в Санкт-Петербург,  в Петропавловской крепости на Главной аллее – перед бывшей гауптвахтой – был установлен памятник Петру Великому скульптора Шемякина. Автор назвал скульптуру «Мой мистический Петр». Считают, что именно Шемякин придумал примету:  если потереть памятнику правую руку — посыплются денежки, которые нам всем нужны; если потереть левую  — то человек начинает «одухотворяться». А если девушка готовится к брачной ночи и хочет безболезненно потерять невинность, она обязательно должна посидеть у Петра Первого на коленях.  

Петербуржцы встретили памятник в штыки. Многие ненавидят его до сих пор. Шемякин  изобразил Петра уродливым. Тело увеличено в 1, 5 раза – и непропорционально голове. Длинные и тонкие ноги. Паучьи растопыренные длинные пальцы. Утрированно маленькая голова. Неестественное до неприязни лицо. При изготовлении скульптуры была использована посмертная маска императора, выполненная Б.К. Растрелли. Многие петербуржцы называют скульптуру «Петр-паук». Считается, что монумент заставляет размышлять о трагизме России. 

Скульптор Шемякин установил в Лондоне еще один памятник Петру I. Он вызывает меньше споров, хотя император больше похож на карикатуру. Многие, в их числе архитектор А.А. Пекарский выступали за установку «Петра-паука» в Летнем саду. Но Анатолий Собчак, бывший в то время губернатором, настоял на Петропавловке. У памятника поставили охрану: боялись акта вандализма. Со временем петербуржцы тоже привыкли – и даже поверили в его чуть ли не чудодейственную силу. Туристы любят фотографироваться на коленях у Петра, женщины обнимают его за шею. Колени и пальцы памятника отполированы до блеска. Об исполнении примет история умалчивает.  

Памятник императору – на народные деньги

Памятники великому русскому самодержцу стоят во многих городах нашей страны. Но до 19 века скульптуры императора были только в «северной Венеции» и ее пригородах.

Одним из первых  провинциальных городов  России, установивших памятник Петру Алексеевичу, стал Воронеж. Над установкой памятника трудились три губернатора. В 1834 году губернатор Дмитрий Никитич Бегичев обратился к императору Николаю Павловичу с прошением разрешить установить в городе, где был создан российский флот, памятник Петру I. Для этих целей было необходимо выкупить остров с цейхгаузом – и создать на нем пансионат с лазаретом, где смогут одновременно лечиться один офицер и шесть матросов. Рядом с пансионатом Бегичев решил устроить сад для публичных гуляний – и воздвигнуть в этом саду обелиск в честь царя. Николай I одобрил проект, но… предложил собрать деньги с местного населения. Собрали 64 тысячи рублей. Этого хватило только на выкуп острова и цейхгауза  и на укрепление острова. Для реализации проекта потребовались дополнительные средства. Предоставить их император отказался. Поэтому в 1843 году работы были прекращены «впредь до имеющейся к тому возможности». Второй этаж цейхгауза отдали под губернский архив, а первый – под склады.

В 1857 году воронежским губернатором стал генерал Н.П. Синельников. Он посчитал необходимым установить в городе памятник Петру – но в другом месте, на Петровской площади. В 1858 году царь Александр Николаевич утвердил проект и выделил из казны 2500 рублей серебром – но повелел возвысить и расширить пьедестал, проверить насколько точно изображен первый русский император, и собрать пожертвования на памятник. Всего было собрано 9244 рубля и 41, 75 копеек – вместе с деньгами императора и той суммой, которая не была израсходована при первом проекте. К чести предыдущего губернатора, все деньги остались целы. Петра Великого хотели изобразить «во весь рост, в мундире того времени, опирающегося одной рукой на якорь в память построения в Воронеже флота, а другой, указывающего на Азов, покоренный этим флотом». Рисунок сделал архитектор Д.И. Грим, сам памятник изваял скульптор А.Е.Шварц. Черты лица взяли с посмертной маски Петра. В создании памятника участвовали архитектор А.А.Кюи и инженер-подпоручик Л. С. Мысловский. 

Воронежский бронзовый Петр не смотрит в сторону Азова. Его пришлось развернуть в сторону центральной улицы. Вокруг памятника установили пушки 18 века – по легенде, с полей Полтавы, и якорь. Открытие состоялось при губернаторе Дмитрии Николаевиче Толстом. На одной из граней монумента была выложена надпись «Императору
Петру Великому 1860», на противоположной грани — «Воронежские дворяне
и граждане».

В 1879 году знаменитый журналист и писатель В.А. Гиляровский путешествовал вместе с актерской труппой по городам и посетил Воронеж. Отыграв спектакль в местном драматическом  театре, актерская братия отправилась на ночную прогулку. Увидев памятник Петру I, писатель заметил: рука императора указывает не только на здание интендантства, но и… в направлении городской тюрьмы. В молодости Гиляровский был страшный хулиган, поэтому не смог не созорничать и написал мелом на пьедестале:

Смотрите, русское дворянство,
Пётр Первый и по смерти строг —
Глядит на интендантство,
А пальцем кажет на острог.

«Почему не сбросили чучелу Петра I?»

В 1918 году, после Октябрьской революции, надписи на воронежском  памятнике были сбиты, осталось только слово «Петру». В 1919 директор местного краеведческого музея обратился к властям с инициативой снести памятник. Зампредседателя губернского исполкома и зав губернским отделом народного образования смогли спасти памятник. О сносе памятника писали в газеты: «Почему не сбросили чучелу Петра Первого…». И редакция отвечала, что нужно уметь отрешиться от старых взглядов на предметы искусства – не уничтожать старые памятники, а использовать их на благо народа,  «использовать их по-новому — вот лозунг освобождённых рабочих масс».

Во время Великой Отечественной войны правобережная часть Воронежа была оккупирована фашистами. По приказу немецкого командования бронзовые скульптуры Петра I и Ленина были свергнуты и отправлены на переплавку в Германию. В Петровском сквере остался гранитный постамент. В 1946 году по специальному постановлению советского правительства был изготовлен памятник русскому царю: небывалый по тем временам случай. Восстановившие памятник скульпторы Н.П. Гаврилов и Г.А. Шульц неоднократно ездили в Эрмитаж,  изучали архивы Московского исторического музея и  костюмы, обувь, личные вещи Петра, в том числе шитые им самим сапоги. На проект и изготовление ушло четыре года. Портрет переделывали четыре раза.  В него внесли  изменения. Подняли полы кафтана, словно их развевает ветер. Вместо умудренного жизнью зрелого человека изобразили молодого Петра. В том возрасте, когда он приезжал в Воронеж на строительство первого русского военно-морского флота. В 1947 году жителям Воронежа  представили уменьшенную копию памятника – высотой 1 метр. Открыли монумент в январе 1956 года. Теперь этот красивейший памятник воронежцы считают символом города.

Когда парламент – не авторитет

Не так счастливо сложилась судьба бронзового Петра в Таллинне. В 1910 году пятиметровый памятник работы Леопольда Бернштама был торжественно открыт на Петровской (бывшей Сенной) площади города. Открытие было приурочено к 200-летию вхождения Эстляндии в состав Российской империи. В церемонии принимал участие великий князь Константин Константинович. Государство выделило на возведение монумента 60000 рублей. Владелец Нарвской мануфактуры – 20000. Огромную часть средств составили добровольные пожертвования жителей.

В 1918 году, когда Эстония обрела независимость, некоторые решили избавиться от всего, что напоминало бы о Российской империи. В феврале 1922 года на заседания городского собрания Таллинна был поставлен вопрос о памятнике Петру Великому. Партия труда заявила, что скульптура поставлена на главную площадь  столицы в дни российского самодержавия не как ценная художественная работа – а с целью демонстрации российского могущества. И нужно понять душевный порыв граждан молодой республики и снести все следы похожих демонстраций, напоминание о которых наполняет печалью светлые чувства эстонцев, – и вернуть старое название площади.

На это предложение и справа, и слева посыпались острые возражения. Социалисты заявили, что нет никаких оснований для сноса памятника, потому что в Российской империи в Эстонии действовали такие же свободы. Христианская народная партия пыталась объяснить, что Петр был хорошим человеком, который ничего плохого вроде бы для Эстонии не сделал, и стране даже нужен такой похожий на Петра человек с дубиной. Группа квартиросъемщиков посчитала - если памятник  снять, то Таллин станет на одно произведение искусства беднее. Немецкое меньшинство было возмущено: Петр – это исторический памятник, и его демонтаж – это шовинизм. Коммунисты высказались против сноса монумента. Против сноса проголосовали 28 человек, за снос – 17.  Идею оставить памятник поддержали немецкая, христианско-народная, социалистическая и коммунистическая партии.

Той же ночью группа лиц с автогеном и слесарными инструментами стала снимать памятник. Узнав об уничтожении, монумента жители города пришли на площадь – и начали наблюдать за вандализмом с большим интересом. Никаких попыток остановить хулиганов власти не предприняли.Для уничтожения памятника задействовали три автомашины, полдюжины подвод и множество разных блоков, шпал, лестниц, корабельных тросов. «Большая часть публики провела время, пошучивая насчет Петра. Но нашлись и такие, которые осыпали руганью сносящих памятник – это были мечтающие о Великой России. Одна дама даже появилась у Петра с венком, но её оттеснили», - писала эстонская газета.

Ноги бронзового Петра Великого переплавили на монеты. Из рук отлили памятник эстонским школьникам – участникам освободительной войны. Все, что осталось от 5-метрового памятника – небольшой бюст – перенесли в Кадриорг к домику Петра.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram