Актриса театра «Современник» Елена ПЛАКСИНА стала известна широкому кругу зрителей после сериала «Галина», где она сыграла юную дочь генсека КПСС Леонида Ильича Брежнева. Исторические персонажи вообще преобладают в творческом багаже актрисы: «Слуга государев», «Пелагея и белый бульдог», «Три женщины Достоевского», «Ярослав. Тысячу лет назад». И даже последняя роль Елены Плаксиной в комедии «Ёлки 1914» оказалась исторической.
- Елена, не все актёры могут существовать в другом историческом времени. Не умеют носить костюмы из прошлого, бывает, что и «лицом не вышли». Вас же постоянно зовут сниматься в исторические картины…
– У меня, наверное, типично славянское лицо. Мои предки были, как я шутя говорю, «столбовые крестьяне». Я выросла в Нижегородской области, папины корни оттуда, мама родом из Сибири. И русский характер я знаю неплохо. Вот в фильме «Ярослав. Тысячу лет назад» у нас был даже спор с режиссёром Дмитрием Коробкиным. Там есть сцена на крыльце, где собрался какой-то народ. И режиссёр очень хотел, чтобы моя героиня повысила голос на отца. Дала такой взбалмошный характер Настасьи Филипповны из «Идиота». А я упёрлась – хоть убейте, но в то время, если баба прилюдно откроет рот на отца, её просто прибьют! Долго доказывала, но всё-таки убедила Дмитрия. И в фильме старалась убирать темперамент героини внутрь.
По поводу костюмов – действительно не каждый может носить исторический костюм. Надо понимать, почему именно так носили и так ходили. Я до института немного увлекалась фольклором. В студии нас учили, например, как носить крестьянские костюмы. Это специфическая вещь. Ведь нужно учитывать, чем занимались простые русские женщины. Они в основном работали в поле, огороде и часто стояли так, с заламыванием спины, как уточки. Явно не манерной походкой ходили, у крестьянок более простой шаг. А когда надеваешь, скажем, кринолин, когда веер в руках, всё это диктует особые осанку и походку.
– В новом фильме Тимура Бекмамбетова «Ёлки 1914» играют опытные Альберт Филозов, Александра Назарова, Эммануил Виторган. Как вы взаимодействовали на площадке с актёрами старой школы? Чему вы вообще учитесь у мастеров?
– Роль в «Ёлках» – жена Бори, которого играет Сергей Светлаков, сквозная, она проходит через все четыре фильма «про ёлки». Сначала возлюбленная, потом невеста, жена… Маститые актёры нас всех как-то подтягивали и дисциплинировали. И все вместе мы вдохновенно работали над тем, чтобы создать добрый и хороший фильм к Новому году.
Что касается, чему я учусь у знаменитых актёров и кто мне помог… В театре «Современник», как только я пришла, мне очень помог Игорь Владимирович Кваша, покойный, и Сергей Леонидович Гармаш, который и сейчас мне много подсказывает. Марина Мстиславовна Неёлова дала мне немало полезных советов, особенно когда я вводилась в наш знаменитый спектакль «Крутой маршрут». Я играю такую ярую, убеждённую коммунистку Анненкову, сексотку, страстно влюблённую в Сталина. Но её назвали врагом народа, и она сидит в лагере. Анненкова всё время твердит: «Если партия сказала, что я враг, значит, я враг». Мне было сложно её понять, потому что моё мировоззрение, конечно, совсем другое. Мне в этой ситуации очень помогла мама, наизусть знающая все съезды КПСС. Она чётко сказала, что были обязаны знать все коммунисты. Ещё я перед каждым спектаклем смотрю гениальный фильм «Ленин в Октябре». Это меня мобилизует и вдохновляет. До сих пор работаю над этой ролью, она для меня всё равно остаётся сложной – в плане понимания и оправдания.
– А как вы попали в сериал «Галина»? Внешнее сходство? Что неожиданного вы узнали о дочке Брежнева на съёмках?
– Если внешнее сходство, то скорее с Людмилой Нильской – она играла Галину в более зрелом возрасте… Конечно, я смотрела документальный фильм про Галину Брежневу. А вот фотографий, где она юная, к сожалению, совсем мало. В основном снимки того периода, когда Галина пила. Но вдруг одно её молодое фото меня зацепило, и я поняла: она была очень интересная женщина, энергичная, самостоятельная. И – нереализованная. Ведь она хотела быть артисткой, но не вышло. В итоге – сломленный человек, который имел огромные возможности. Я ещё строила её образ с точки зрения внутреннего диалога с отцом Леонидом Ильичом. Когда рядом сильный отец, вообще сильные, знаменитые родители, их дети всегда существуют в диалоге с ними. Они хотят вырваться, хотят сами иметь какое-то значение в жизни, чтобы их ценили просто так…
– Какое-то время у нас была мода на эпоху Брежнева. Вы родились в год его смерти. А вам хотелось бы жить в то время?
– Там люди жили совсем по-другому, другого хотели, по-другому общались, слова произносили, даже целовались по-другому. Мне нравится то, что я живу сейчас. И я обожаю свою профессию, ведь она, как машина времени, позволяет мне путешествовать в разные эпохи, страны и перевоплощаться.