Привет-привет, дорогие читатели газеты «Аргументы недели»! Я рад поделиться с вами впечатлениями от фильмов, которые вы, скорее всего, увидите. Ведь фестиваль в Выборге «Окно в Европу», при наличии арт-программ, это и своеобразная визитка кинопроката осени. Здесь вас ждёт много приятных открытий, приятных кинематографических впечатлений, а иногда даже мыслей.
На открытии был показан фильм Рената Давлетьярова «Пацаны», который переносит нас в ностальгические 70-е годы, когда 14-летние герои фильма попадали в новое измерение, открывая мир чувств. В атмосфере провинциального городишки, где запах цветущих садов льётся с экрана, главный герой (Юрий Дейнекин) влюбляется в девушку по-дурацки погибшего брата, и готов в одиночку сражаться за неё с парнями из враждебного района. Девушка та ещё стервоза, провоцирует молодого парня: исполню, мол, любое твоё желание, если прогуляемся в «железку». Герой идёт с девушкой в «железку», прекрасно понимая, чем это ему грозит. И парни из «железки» реально удивились, что это в их районе делает «кирпичевский».
Избиение гордого подростка не состоялось – и потому что прибежали «кирпичевские», и потому, что их противникам не хотелось снимать костюмы, надетые для танцев. К тому же на танцах всегда было перемирие между пацанами и даже объединение, если в городишко подраться приходили «поселковые» отморозки. К тому же компромисс был найден – герой Дейнекина в знак перемирия согласился полежать под грузовым составом. И он сделал это! Это и другие забавные и серьёзные испытания придётся пережить герою, пока он не выберет свой путь.
Добавлю, что дружелюбно-наивная атмосфера 70-х создаётся в фильме с особой упругой нежностью, нет ни одного пустого кадра. Замечательно подобрана музыка, а прошитые лампочками брюки клёш певца на танцах надо передать в музей кино.
Но это в прошлом, а что в настоящем? Путешествие в Россию фестивальные фильмы предпринимали в разных жанрах. В жанре криминальной сказки представил свой фильм «Виктор» французский режиссёр Филипп Мартинез. Представлял фильм исполнитель главной роли наш соотечественник Жерар Депардье. По сюжету его герой сбывал ворованную старинную живопись и за это или за что-то другое отсидел 15 лет во французской тюрьме. Учитывая неординарный сегодняшний статус звезды, сигнал понятен: Франция это тюрьма. Россия, конечно, тоже не подарок. Бриллиантовая мафия убила его сына незадолго до выхода из французского плена. Его хоронят в Чечне, куда герой летит на могилу сына без паспорта, забыв его в отеле (!).
Судя по кресту на могиле, сын и, соответственно, отец – христиане. Однако в центре фильма – языческий самосуд над врагами, убившими сына, причём Виктор – так зовут героя Депардье – будет убивать их собственноручно, иногда с элементами садизма. Естественно, у него будет преданная женщина из прошлой жизни по имени Александра, хозяйка салона (это прикрытие, на самом деле она занимается торговлей краденым, но не какой-то мелочёвкой, а «краденым от кутюр»), и вместе они будут спасать беременную девушку сына, которую берёт в заложницы главный бриллиантовый злодей по имени Белинский. Но режиссёр понимает, что ограничиться «плохим» русским было бы неправильно. И поэтому в решительную минуту появляется «хороший» русский (Алексей Петренко), всесильный московский авторитет, который в курсе всех потоков и всех заказов. Он и спасает девушку сына и чеченского друга. Чем закончится борьба Виктора и Белинского, вы узнаете из фильма, а также заодно, какая красивая в России Чечня и какие бескорыстные и благородные люди – чеченцы. Короче, очень правильный политически корректный фильм.
В Россию судьба заносит и героев знаменитого польского режиссёра Кшиштофа Занусси «Инородное тело», тоже снятого в жанре сказки, только мимикрирующей под действительность. Главного героя не зря зовут Анжело, наш молодой итальянский влюблённый – чистый ангел. У него правильные и выразительные черты на худом лице и совершенно нет пороков, не являются же пороком крутые связи в Ватикане?! Влюбившись в польскую девушку, он страдает, потому что девушка решает уйти в польский монастырь. Чтобы быть рядом с ней (вдруг передумает) Анжело (Риккардо Леонелли) перебирается в Варшаву и устраивается работать в корпорацию, хозяйка которой – редкая гадина, – получив отказ в сексе с элементами садо-мазо, наливает герою виски, и когда он, доверчиво выпив стакан, выезжает на трассу, стучит на него в полицию.
Что он делает в корпорации, герой и сам не знает, пока гадюка-начальница не привезёт его в Москву в составе делегации по заключению российской сделки. Здесь мы встречаемся с героиней Чулпан Хаматовой, возглавляющей московский офис корпорации. К сожалению, героиня Чулпан в этот раз заодно с гадюкой. А та что задумала! Поручает ему передать «забытый» портфель московского партнёра прямо на дороге, догнав на машине. И не ведает наш ангел, что в портфеле заложена крупная взятка. Доблестные русские спецслужбы вяжут героя, и вот он уже в русской камере предварительного заключения. Анжело шантажируют, но он не сдаётся, ведь он действительно не знал содержимого пресловутого портфеля. Как там будут издеваться над нашим ангелом сокамерники и как он выберется из «русских застенков», смотрите в кинотеатрах, короче, путешествие героя в Россию весёлым не назовёшь.
Своеобразное путешествие в Россию совершает и героиня фильма Веры Сторожевой «9 дней и одно утро» (конкурс). Бывшая детдомовка Аня (Анна Щербинина), удочерённая французами и выросшая в Париже, приезжает в старинный русский город, не тронутый термитами-застройщиками, красоты необыкновенной, не зря герой второго плана – фотограф (съёмки велись в Ростове Великом). Она – лицо модного бренда, модель, посол какого-то фонда, связанного с детдомовскими детьми. Её цель – под камеру вручить гостинцы воспитанникам детдома, в который сама когда-то попала после смерти матери во время пожара. По ходу выясняется, что у неё есть выжившая после пожара сестра-хромоножка, банщица местной бани. Погружаясь в семейные отношения, героиня всё больше ничего в них не понимает, потому что понятия общего и частного у них с сестрой разные. Между тем мэр города Сергей Пускепалис поручает сыну Глебу приударить за француженкой – связи могут пригодиться. Глеб берётся за дело и в первый же вечер имеет секс с моделью. Но потом папаша перенаправит его на хромоножку (модель уедет, а сестра останется). Короче, русская глубинка девять дней показана глазами русской француженки. Все конфликты сделаны в стиле лайт. Может, поэтому, от фильма остаётся, как сказали бы герои пьес Островского, приятное впечатление.
Посмотрев на Россию глазами разнообразных иностранцев, мы видим, что в ней много старомодного, чахлого, но есть и сильное, светлое. Только у Занусси Россия представлена «бякой» пенитенциарной системы. Но не безнадёжной. Ведь звонок из Ватикана «кому надо» вызволяет героя из русской кутузки. Сколько на свете волшебства, диву даёшься. Короче, дорогие читатели, осенью будет что посмотреть.