В Ереване прошёл 11-й международный кинофестиваль «Золотой абрикос». Он показал, как за несколько лет можно создать не только главное культурное событие в стране, но и вырастить новое поколение людей, приобщённых к авторскому кино. «Аргументы недели» пообщались с президентом фестиваля, членом Европейской киноакадемии, режиссёром-документалистом Арутюном ХАЧАТРЯНОМ.
- Арутюн, с чего началась история фестиваля?
–Было две предпосылки. Серьёзная и комедийная. 20 лет назад в Армении было разрушено всё. Представьте: землетрясение, распад СССР, война с Азербайджаном. Закрыты все границы, распроданы кинотеатры. Из 30 уцелело всего два. Выросло поколение людей, вообще не видевших кино на большом экране. Понятно, что оставшихся в Армении кинематографистов такое положение дел очень беспокоило. Мы понимали, что нужно создавать киноатмосферу. Это одна предпосылка.
Но есть и другая! В 2003 году я сделал фильм «Документалист», он получил приз на международном фестивале в Карловых Варах. Как нормальные армяне, мы собрались, открыли бутылки с коньяком и стали приставать ко всем знакомым и незнакомым кинематографистам, чтобы они выпили с нами. Все веселились. Был только один хмурый человек из Нидерландов, который не радовался, а грубо спросил: «А в вашей Армении есть кинофестиваль»? Мы сказали: «Что вы, конечно, нет». Он ответил ещё грубее: «Что это за страна, в которой даже нет своего кинофестиваля?» И тут я, как типичный пьяный кавказец, всех присутствующих пригласил на будущий год в Армению, на первый фестиваль «Золотой абрикос». Всё улеглось, люди разъехались и забыли об этом инциденте. И вдруг в январе приходит письмо от этого человека из Нидерландов – его зовут Питер ван Буерен: «Ну и где наши официальные приглашения на «Золотой абрикос»?» Тут мы начали бегать, продали что у нас было, заложили земли и собрали 32 тысячи долларов. Было жюри из пяти человек, 25 фильмов, одна программа, мы с друзьями развозили наших гостей на собственных машинах. Но самое страшное – не было зрителей.
– То есть кино в Армении никому не нужно?
– Так тогда казалось. Сейчас у нас 50 тысяч зрителей. Пять программ. Четыре конкурса, мастер-классы, нам присылают 1500 фильмов из 80 стран мира. К нам едут Клаудиа Кардинале, Фанни Ардан, Шарль Азнавур. В этом году председателем жюри основного конкурса был известнейший южнокорейский кинорежиссёр Ким Ки Дук. Возникла особая атмосфера, появились молодые люди, которые хотят снимать кино. Сейчас мы показываем на фестивале 30–40 армянских фильмов в год. И наконец, мы открыли киношколу.
– Как принимают ваш новый фильм «Вечное возвращение», который вы снимали 25 лет?
– В этом фильме я отошёл от своего обычного киноязыка, который предполагает отсутствие диалогов, особый звук, ассоциативный монтаж и так далее. В этой картине говорят. В 1988 году я снял фильм «Ветер забвения» про армян, которые уезжают из Армении. Зачем? Что они ищут? Найдут ли они своё счастье? Что с ними будет через 10–15 лет? Всё это время я наблюдал за героями этого фильма, где бы они ни находились: в Америке, на Камчатке, в Хабаровске, Уфе, Москве. Каждые 5–7 лет я снимал их. Картина «Вечное возвращение» – про одного из этих героев, который на моих глазах стал совсем другим. Что осталось от восторга? Что осталось от силы? Этот фильм отвечает на вопросы, поставленные в 1988 году. Отвечает словами.
– Один из героев, которых вы отслеживаете, как я знаю, – Армен Джигарханян. Про него будет отдельный фильм из цикла «Вечное возвращение»?
– Да. Будет отдельный фильм, который сейчас находится в монтаже. Фестиваль очень мешает работать, но оставлять нельзя ни одно, ни другое.
Комментарий
Кирилл Разлогов, киновед, отборщик Московского Международного кинофестиваля:
– Творчество Арутюна Хачатряна – явление уникальное. Он работает на особой территории киноискусства. Его картины имеют художественный импульс, они в значительной степени построены на документальном материале, но всегда с присутствием того, что в зарубежной науке и журналистике называется message. Эта позиция не вписывается ни в армянский кинематограф, ни в советское кино, ни в мировое. Но главная задача Хачатряном уже решена: он доказал всему миру, что он Автор и теперь имеет право делать то, что считает нужным. Сейчас Арутюна Хачатряна можно назвать одним из самых крупных режиссёров-документалистов мира.
Виталий Манской, президент фестиваля «Артдокфест»:
– Как фестивальный российский деятель, я искренне завидую армянам, что у них есть «Золотой абрикос». Я не первый раз на «Золотом абрикосе» и вижу, как легко и комфортно здесь существуют те же персонажи – лидеры кинематографического мира, которые, приезжая в Москву, мгновенно обрастают какими-то «секьюрити», «вип-зонами». В Москве они движутся в своём «замкнутом пространстве», не пересекаясь. Здесь всё по-другому. Оказывается, можно выглядеть красиво, не целуясь с Брэдом Питтом. Я, как фестивальный директор, точно знаю, сколько стоит «Золотой абрикос». И я точно знаю – это сотая часть Московского фестиваля. Поэтому – меня и преследует зависть. К Армении, Еревану, «Абрикосу» и тому высокому КПД, с которым функционирует это свободное фестивальное пространство.