Аргументы Недели → Культура № 23(415) от 26.06.2014

ММКФ-2014: Страсти накаляются

, 18:07 , Кинокритик, тележурналист

Привет, привет, дорогие читатели газеты «Аргументы недели». В разгаре 36-й Международный московский кинофестиваль, который при всей своей разношёрстности не перестаёт удивлять новинками конкурса. Как всегда, география фильмов весьма обширна. Есть фильмы, снятые в жанре «страсти-мордасти», есть фильмы умеренно горячие, а есть такие, где жизнь еле теплится.

Лайт

К фильмам, снятым в стиле лайт, отнесу французскую мелодраму «Круговерть» с Изабель Юппер в главной роли, режиссёр – Марк Фитусси.

«Круговерть» с Изабель Юппер в главной роли

Всю жизнь вместе с мужем Юппер в этом фильме выращивает племенной скот, и главным праздником для неё является победа их быка на выставке достижений народного хозяйства Нормандии. В общем, тётенька томится, а тут ещё псориаз на груди. Решение совершить экскурсию в Париж возникает во время соседской вечеринки, где за ней решил приволокнуться парень, работающий в модном парижском магазине одежды. Юппер вечериночный флирт принимает за чистую монету и навещает его в столичном магазинчике. Не понимая лёгких намёков, что ему не до неё, парень в конце концов советует ей посмотреть в Интернете специальные сайты для любительниц молодых и горячих. Но тётенька не пропадёт – в номере наискосок её заприметил солидный командированный из Копенгагена, который берёт её сперва на прогулку, потом «ужинает», а потом, понятное дело, «танцует». Причём псориаз его не пугает. Правда, что-то заподозривший муж наведывается в Париж и застаёт жену во время прогулки с командированным. Ему всё становится понятно. Никаких страстей, как в иных фильмах (об этом ниже), впрочем, не будет. Обманутый муж отправится в музей. А встретив вернувшуюся из Парижа жену, весь гнев выместит на официанте, который принесёт ему вместо лангета ромштекс. Впрочем, всё закончится хеппи-эндом, и вновь любимый муж отвезёт прощёную жену купаться на Мёртвое море, изгоняющее любой псориаз. Но уж очень всё элегично.

На порядок эмоциональнее израильская картина «Прибежище» режиссёра Амикам Ковнер. Молодая семья из пограничных территорий, спасаясь от бомб второй ливанской войны, находит гостеприимное пристанище в квартире жителей Тель-Авива. Хозяйка, как потом выяснится, бесплодна, а беженка оказалась на восьмом месяце. Мало-помалу раздражение между героями растёт, к тому же вмешивается политика: хозяин – либерал, а переселенец – радикал. Да и с религией у них разные отношения, и хозяин еле сдерживается, когда гость перед едой совершает какие-то ритуалы. Кроме того, он начнёт замечать, что между его женой и горячим гостем существует какое-то влечение. С чего он вдруг стал с ней вместе бегать? А режиссёр и не скрывает, что хозяйке гость приглянулся – молодой и знойный. Может, попробовать забеременеть от него? Однако, когда ширинка, как говорится, уже расстёгнута, героиня решает передумать. Она не Анна Каренина какая-нибудь. Между тем хозяин, желая под хорошим предлогом избавиться от гостя, устраивает его на военную базу развозить на север резервистов (не ровён час попадёт под мину). Чтобы как-то подёргать зрителя, режиссёр придумывает сцену в роддоме, куда с неизвестным диагнозом «принимающая сторона» срочно отвозит смертельно бледную переселенку. Узнав, что жена в роддоме, горячий муж бросает резервистов, решивших перекусить в придорожном кафе, и гонит свой автобус в Тель-Авив. Но все страхи напрасны: роды прошли благополучно, война к тому же закончилась, да и поссорившиеся было старшие герои тоже помирились.

Хард

Вовсе не лайт, а очень даже хард вышел польский нуар «Хардкор диско» режиссёра Кшиштофа Сконечного. Молодой сексуальный юноша Марцин с вечным капюшоном, надвинутом на лоб, сразу производит впечатление не очень доброго человека. Но то, что он будет творить в фильме, просто зашкаливает. Познакомившись с Ольгой, дочкой небедных родителей, ведущей развратную жизнь городской гламурной тусовки, Марцин почти сразу оказывается у неё в постели и долго стоя вонзает в неё свой скипетр страсти. Героине такой брутальный секс в диковинку – тусовка вся на наркоте и алкоголе, с ней сексуальную кашу не сваришь. Наутро Марцин просыпается без Ольги, зато приехали её родители, которые любезно приглашают дочкиного любовника к завтраку. Она, уходя, им велела о нём позаботиться. Папаша архитектор, недурно зарабатывающий на особняках для нуворишей, просит его помочь принести вещи в машину, а потом им оказывается по пути. Свернув с дороги в чащу (герою надо «по-маленькому») и остановив машину, архитектор и не знал, что настал его последний час. Превратившись в маньяка, герой душит водителя сзади ремнём безопасности, вытаскивает из машины и прислоняет к сосне. Далее он прожигает в скотче, которым обмотал рот своей жертвы, дырочку сигаретой и пихает её в эту дырочку. Ну и «контрольно» сворачивает архитектору шею и тело засовывает в багажник. Машину он паркует на какой-то улице, вернувшись в город, и отправляется в Ольгину квартиру, где забыл сумочку. Мамаша рада-радёшенька новому гостю, угощает его вином и ужином, а когда тот пойдёт в душ, то, проходя мимо распахнутой двери, увидит его развратное молодое тело. Короче, завтра она просит сопровождать её за город и в укромном месте, опустив кресла до предела, предлагает ему овладеть собой. Камера отъезжает, и на общем плане мы видим, как забилась в агонии в окне её рука. Далее наш маньяк – и точно, у актёра внешность убийцы – пригонит машину на заправку и положит на багажник букет белых роз. Впереди по идее должна быть Ольга, но она говорит ему после загородной вечеринки, откуда маньяка изгнали, в чистом поле возле ручья: «Я такого мужчину ждала всю жизнь». И, добравшись до несчастной квартиры, маньяк тихо закроет дверь, пока сирота будет плескаться под душем. Вот такое кино – этюд на тему немотивированного злодейства. И с единственной интригой – убьёт маньяк или не убьёт Ольгу.

«Хардкор диско» режиссёра Кшиштофа Сконечного

Но это цветочки, ягодки будут впереди. Я имею в виду японский фильм «Мой мужчина» режиссёра Кадзуёси Кумакири. Там нас в прямом смысле умыли кровавым дождём. Причём во время секса японского корабельного механика с японской «Лолитой» этот воображаемый ею кровавый дождь показан весьма натурально. «Лолита» оказалась в его холостом доме на попечении, когда осталась одна-одинёшенька после гибели своей семьи во время разрушительного тайфуна. 10-летнюю девочку никто не искал, и моряк сразу взял её к себе, де-факто удочерив, понравилась она ему. Мы застаём неоднократно и разнообразно любящих друг друга «и в хвост и в гриву» героев, когда девочке уже 15. А когда всё началось, остаётся за кадром. В 14? В 13? Продолжить? Их секс случайно подсмотрел в окно проходящий мимо почётный гражданин поселения. И уговаривает девочку уехать к дальним родственникам – он договорился и никому ничего не скажет. «Лолита» заманивает его на опасную убегающую льдину и отталкивает в океан. Почётный гражданин погибает. Парочка сбегает в Токио и ютится где-то на окраине, жизнь очень бедная, но у них есть главное – любовь. Через некоторое время их находит дальний родственник, который знает о причастности «Лолиты» к убийству. Между моряком и родственником начинается драка, родственник истекает кровью и помирает. С телом надо что-то делать. Наверное, извращенец его расчленит, как один московский блогер поступил со своей женой. Но это за кадром, а в кадре любовники теперь оба повязаны кровью. При этом у фильма будет своеобразный японский хеппи-энд. Пройдёт 3 года, и к уже взрослой красавице Хане (настоящее имя «Лолиты») посватается красавец сын владельца какого-то концерна. Она переедет к нему. Но в последней сцене в ресторане, куда лжеотец придёт в босоножках, она под столом начнёт поглаживать его ногу своей. Понятно, что и моряк не будет забыт.

«Мой мужчина» режиссёра Кадзуёси Кумакири

В следующем номере мы подведём итоги фестиваля, я расскажу уже не про лайт (лёгкий) и хард (тяжёлый), а про гуд (хороший) и прокомментирую его призовую политику.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram