Аргументы Недели → Культура № 22(414) от 19.06.2014

Я увидела пустой город

, 19:17

Актриса Театра им. Вахтангова Юлия РУТБЕРГ родилась в потомственной артистической семье. Отец Илья Рутберг – один из основателей театра «Наш Дом», бабушка и дедушка по материнской линии были танцорами в ансамбле НКВД (театр «Остров танца»). И ей, конечно, не удалось уйти от искусства. Окончила «Щуку», снялась в фильмах: «Осенние цветы», «У вас будет ребёнок», «Однажды в Ростове» и др. В запасе у актрисы – третья часть сериала «Марьина Роща», где Юля сыграла секретаря райкома товарища Делягину.

- Юлия, у вас имидж интеллектуальной актрисы. Это влияет на роли, которые вам предлагают?

– Я сыграла Коко Шанель, Анну Ахматову, Фаину Раневскую и... гениальную щипачку. Она работала в шикарных ресторанах, и энкавэдэшники ничего с ней не могли поделать. Они стояли, разговаривали с ней, зная, кто перед ними, а через 5 минут у них уже пропадало удостоверение. У неё был потрясающий талант воровать, и это была, конечно, интересная женщина с трагической судьбой. Глупых женщин я не могу играть – не получается. Стыдно перед родителями. Зачем тогда они воспитывали и знакомили меня с такими прекрасными людьми?

Именно поэтому вы сказали: «Я не играю со звёздами шоу-бизнеса – не хочу быть им паровозом»?

– Были случаи, когда на съёмочной площадке мне приходилось сталкиваться с непрофессиональными людьми, которым захотелось сняться в кино – и они заплатили. На что я сказала, что если ещё раз произойдёт подобное, то я просто встану и уйду. Я не из тех людей, кто покупает за деньги и кто продаётся за деньги. Я выходила на одни подмостки с Юрием Яковлевым, Михаилом Ульяновым, Аллой Казанской... Зачем мне те люди?

– По вашим словам, спектакль «Медея», где вы играете главную роль, – это реквием сильной личности, которая противопоставляет себя обществу. У вас есть герои современной эпохи?

– Есть люди, которые вызывают у меня уважение. Это – Валерий Гергиев, Владимир Васильев, Сергей Урсуляк, Елена Камбурова, Андрей Макаревич... Это люди, которые делают своё дело с честью, достоинством, уважая публику.

– Как вы отнеслись к баннеру, который вывесили в мае на фасаде «Дома книги» с фотографией Макаревича и с подписью: «Пятая колонна! Чужие среди нас!»?

–Андрей Вадимович – настоящий патриот, я с ним хорошо знакома. И то, что он, как мыслящий человек, как поэт и художник, может думать и выражать свои мысли не в русле государственной политики, – это абсолютно нормально. Если в обществе находятся только единомышленники, то это – Северная Корея. Я баннер не видела, но считаю, что высказывать своё мнение – это нормально, а вот разжигать национальную рознь и стрелять – нет. Ненормально искажать факты, как это делают в США и в настроенной против нас Европе. Ненормально не выпускать из аэропорта людей только потому, что они русские. Так было с моими знакомыми. До стыковочного рейса оставалось 7 часов, и двух женщин не выпустили погулять по Лондону потому, что испугались, что они захватят город.

– Вы считаете себя патриотом или человеком мира?

–Для меня это не исключающие понятия. Патриот – тот, кто, живя в стране, не разворовывает её, а в меру своих знаний и умений что-то приумножает и делает это не только для себя, но и для людей. Однако не нужно путать патриотизм с оголтелым шовинизмом и национализмом, которые ведут к войнам. В Третьем рейхе, например, были сплошные патриоты. Все должны были быть арийцами, а если чей-то череп не соответствовал, то его надо было уничтожить. Любое явление должно быть дозировано. Когда передоз, то это уже отрава. Сейчас на Украине мы видим бандеровский патриотизм, когда человека могут избить только за то, что он идёт в красной куртке.

– Как вы отнеслись к присоединению Крыма к России?

–Люди сами об этом попросили. Посмотрите, какая явка была на референдуме! Я никакие письма в поддержку не подписывала, но как только выпустила спектакли, то поехала в Харьков играть «Пигмалиона». Зал был набит битком, люди встали и кричали браво! А потом я увидела пустой город... Когда мы были в гостинице, то на центральной площади собралось большое количество людей. В итоге – драка, пять человек в реанимации, трое в «скорой». Всё это ужасно! Такое впечатление, что люди заигрались в какие-то чудовищные игры.

– На вашем счету более ста фильмов. Вы трудоголик или деньги зарабатываете?

–Я трудоголик, но не считаю, что быть нищим правильно. Когда-то мои родители вкладывали в меня, а сегодня они пожилые люди, и мне важно, чтобы все были одеты и обуты. Поэтому я зарабатываю деньги, но в то же время мне не стыдно за то, что я делаю. Мне не стыдно, когда читаю стихи, когда играю в театре, когда сольно пою в музыкальном спектакле.

– Вашему внуку Грише два года. Вы разрешаете ему называть вас бабушкой?

– Конечно, а кто же я?! Гриша меня зовёт: «Баба, баба». С сыном и внуком мы живёт рядом, часто общаемся. Для меня этот двухлетний малыш такой позитивный и такой добрый человек! Иногда гляжу на него и думаю: «Дети такие прекрасные существа и кто из них потом вырастает?»

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram