Закончился юбилейный 25-й кинофестиваль «Кинотавр», в котором на равных соревновались прекрасная половина режиссёрского племени и, стало быть, «ужасная» его половина. Причём если фильмы «прекрасных» стремятся рассказать даже печальные истории как-то духоподъёмно, то фильмы «ужасных», как правило, будоражили своей безысходностью. В результате конкурс пульсировал, как живой организм.
Характерный пример мужского фильма – «Дурак» Юрия Быкова. Снявший год назад своего «Майора» в стиле жесть, и в этот раз он затачивает остриё своего социального кинжала против спрута чиновников, с которым борется герой-одиночка. Впрочем, беспощаден он не только к ним. Когда прекрасный сантехник (Артём Быстров) выводит люмпенов из общежития, которое должно рухнуть, они избивают его (надеюсь, что не до смерти) и возвращаются в своё стойло. На выходе из фильма имеем вывод – каждый народ заслуживает своё правительство. Некоторые журналистки даже расплакались – что ж, «над вымыслом слезами обольюсь», как писал поэт. Фильм получил диплом гильдии кинокритики и приз большого жюри за лучший сценарий. Получив его, режиссёр пообещал уйти в сценаристы.
Иван И. Твердовский в своём дебюте «Класс коррекции» тоже погружает нас в настоящий ад: оказывается, есть школы, в которых существуют специальные классы для неполноценных подростков. Причём вместе могут находиться умственно неполноценные и физически неполноценные, и последние прикованы к первым, то есть в 11-м классе проходят программу 6-го класса. Их никто не любит: ни учителя, ни ученики из других классов. И в эту атмосферу всеобщей нелюбви режиссёр погружает свою героиню, у которой проблема с ногами, но всё прекрасно с головой, и вообще у неё душа ангела. Ей предстоит испытать первую любовь с милым одноклассником, к которому её ревнует другой одноклассник, совсем не милый. И он расквитается с ней за нелюбовь самым позорным путём – организует попытку коллективного изнасилования. Казалось бы, дальше ехать некуда, молодая душа должна погрузиться во мрак вечной печали. Но режиссёр не может этого допустить. И срочно меняет жанр критического реализма на жанр фантастического реализма. Выстояв в школьном аду, героиня обретёт новую жизнь. Фильм получает приз за лучший дебют, и это понятно. Самое интересное, что параллельное жюри кинопрокатчиков во главе с генеральным директором компании «Двадцатый Век Фокс Россия/СНГ» Вадимом Смирновым увидела в этом фильме зрительский потенциал и вручила свой приз молодому режиссёру. Отличный старт кинокарьеры.
«Класс коррекции», реж. Иван И. Твердовский
Режиссёр Александр Котт в профессии не дебютант, за его плечами и «Брестская крепость», и «Ёлки-2», и много других менее известных фильмов, нашёл возможность рассказать о том параллельном мире, в котором жила его душа, пока он снимал коммерческие проекты. Благодаря продюсеру Игорю Толстунову он осуществил задуманное. На сей раз взялся за тему любви и смерти. Ощущение того, что она неизбежна, создаёт вся атмосфера фильма «Испытание», в котором действие происходит в районе Семипалатинска, где по степи было разбросано много одиноких хуторов. В одном из них со своим папашей, водителем грузовика, живёт чудесная Динара. И в неё влюблены два парня. Один – казахский юноша в отороченной мехом жилетке с соседнего хутора, другой – молоденький русский фотограф (его замечательно сыграл Данила Рассомахин) в льняной рубашке. Один подвозит её на своём скакуне, другой снимает на плёнку и показывает ей по ночам. Он из съёмочной группы, прибывшей в район испытаний. При этом до конца фильма никто из героев не вымолвит ни слова. Фильм бессловесный, но очень насыщен звуками жизни. Однажды ночью на хутор приезжают военные в маскхалатах и с дозиметрами. Из грузовика извлекают радиоактивные поршни. Выгоняют водителя во двор, раздевают и проверяют на заражённость. Счётчики зашкаливают – не жилец. А между тем степь дышит, стрекочет, волнуется. Динара отвергает казахского ухажёра и упоение первой любви разделяет с русским юношей. Казах коварно сажает доверчивого соперника в мотоцикл с коляской и выбрасывает посреди степи. Однако он дойдёт до своей возлюбленной, похоронившей отца. А утром они увидят фантастической красоты взрыв водородной бомбы. А дальше… А дальше см. «Меланхолию». Фильм изумительно снят, справедливо получает приз за лучшую операторскую работу (оператор Леван Капанадзе ). А также приз Гильдии кинокритиков и киноведов.Но этого мало. «Испытание» Александра Котта становится фильмом Кинотавра-2014, получив главный приз жюри из рук его председателя – лауреата Каннского и Венецианского кинофестивалей режиссёра Андрея Звягинцева.
Напротив, без тени печали в жанре плутовской новеллы снял свой фильм-дебют «Ч/Б» Евгений Шелякин. Причём один из плутовских героев повышен до статуса ангела. Это убитый националистом Ярославом (Алексей Чадов) кавказский проходимец Нурик (Мераб Нинидзе). Он спускается на землю, чтобы опекать Ярика, а опекая, давать уроки межнациональной дружбы. Используя потусторонние возможности, он переносит своего подопечного, которому надо на суд в Москву, из одного города Центральной России в другой. Ведь им надо спасаться от мафиозо Сергея Маковецкого, преследующего их из-за похищенного Нуриком в бытность человеком сейфа с навигатором. В сейфе денег нет, как потом выяснится, зря таскали с собой. А Маковецкому он просто дорог как экспонат его коллекции под названием «сейф Гоголя». После череды смешных приключений вдруг выясняется, что герою Чадова больше не по пути с товарищами-националистами, он выбирает Нурика, когда приходит пора выбирать. Что ж, для сегмента жанрового кино очень даже неплохо.
«Ч/Б», реж. Евгений Шелякин
Как я уже говорил, «прекрасная половина» режиссёрского племени, в отличие от «ужасной половины», была представлена лентами, хотя порой и сложными, но верящими в мир людей. Например, дебют Тамары Дондурей документальный фильм «21 день» переносит нас в хоспис, где её героиней становится потрясающая старуха 93 лет, уже неизлечимо больная, но фантастически влюблённая в жизнь. Понятно по её монологам, какой красоткой и всеобщей любимицей она была.
Интересный фильм, как всегда, сняла Светлана Проскурина – «До свидания, мама» по сценарию Василия Сигарева. Оставив толстовскую фабулу «Анны Карениной», авторы фильма занялись поиском нового содержания. Псевдо-Вронский где-то существует на заднем плане. На первом оказывается отец Серёжи Алексей и мать Анна, которая, в отличие от толстовской Анны, у которой муж отобрал Серёжу, может видеться с ним, но покидает его надолго. Проскуринская Анна (Александра Ребенок) поставлена в сложную ситуацию: актриса должна найти какое-то оправдание своей героине, которая сразу отрекается от сына в пользу любовника. Но отец Серёжи Алексей – прекрасная работа литовского актёра Даумантаса Цюниса, – по профессии, по-видимому, топ-менеджер, делает всё, чтобы Серёжа не подумал, что мама вот просто так ушла из дома. Серёже придётся пережить её смерть. А потом, когда она снова нагрянет, то «воскресение». Этому неординарному фильму фестиваль вручил традиционный приз за музыку, вернее, в данном случае за музыкальное оформление имени Микаэла Таривердиева. Выйдя на сцену и понимая, что больше призов не видать, Проскурина сказала, что меньше всего в этом фильме думала о музыке, а следующий фильм снимет вообще без музыки. Вот так-то! Не буди лихо, пока оно тихо.
А приз за лучшую режиссуру достался фильму Анны Меликян «Звезда»,в котором героиня – гражданская жена олигарха – проходит настоящее испытание жизнью, когда её статус в одночасье меняется.
Лучшая режиссура – фильм Анны Меликян «Звезда»
Вначале она – богатая бездельница, требующая от олигарха открыть ей какой-нибудь фонд. А то будет поздно: мало того, что современное искусство всё разобрали, так скоро и до бомжей доберутся. Олигарх понимает, что подругу надо чем-то занять, и открывает фонд типа «покормим бомжа». В роскошной галерее происходит презентация еды для бомжей, и героиня (Северия Янушаускайте) во время фотосессии демонстрирует глянцевым журналам специальный дизайн новой поварёшки и котелка бомжа. Она ещё не знает, что на следующий день сама станет бомжем. Во время вечернего секса с олигархом (он смотрит на будильник, т.к. рано вставать) она скажет роковые слова: «Как я тебя ненавижу». И вот её охрана уже не пускает в дом (с бассейном в центре Москвы), отбирает ключи от дорогого авто, а когда она в шоке приходит в любимый бар выпить, то выясняется, что её карточки заблокированы. Сын олигарха (Павел Табаков), который привёз её, нелюбимую, в бар, отвозит к любимой девушке, которая снимает комнату и хочет стать звездой. Она предлагает разделить аренду. Но у героини кроме сумки за 4 тыс. евро ничего нет. А-а, ещё брендовые сапоги! Короче, героине суждено испытать весь ужас падения с высот Москвы поднебесной до Москвы подземной, где на метро тоже ездят люди. А тут ещё страшный диагноз, который потом окажется ложным… В фильме много интересных линий, но выделяю эту, потому что интересная задача поставлена и решена режиссёром: показать, как гламурная фифа становится человеком. Актриса прекрасно справилась с ролью, и то, что ей достался приз за лучшую женскую роль, считаю совершенно справедливым.