Чем сегодня особенно интересен фестиваль «Кинотавр»? Уникальной возможностью увидеть, что волнует наших режиссёров-пассионариев. Иначе я людей, делающих авторские фильмы, назвать не могу. Их возраст заметно помолодел. И ещё одна особенность – в этом году фестиваль отобрал в конкурс восемь картин режиссёров прекрасного пола. Так фестиваль понимает мировой гендерный тренд. Со всем этим разберёмся в моей итоговой статье, а пока первые впечатления.
Два фильма про молодёжь, которые нам уже показали, вызвали неоднозначную реакцию. Фильм Оксаны Бычковой «Ещё один год», прославившейся в 2006 году фильмом «Питер FM», рассказывает историю молодой семейной пары, которую разделяет социальная принадлежность. Он – ночной бомбила, она – работник модного интернет-издания. Живут в какой-то спальной заднице. Иногда занимаются сексом. Иногда интересуются алкоголем. Иногда испытывают эмоции. Но проблема с кастингом – совсем не запоминаются.
Другой молодёжный фильм – «Комбинат «Надежда» – режиссёрский дебют Натальи Мещаниновой. Компания молодых людей живёт в городишке у черты полярного круга. Они довольно бодро проводят унылое время, естественно, постоянно повышая градус. Молодые люди довольно однообразны, хотя есть один забавный – он показывает фокусы. Вот он в майке условно синего цвета, повернулся – а она уже условно оранжевая. Девушки в компании гораздо ярче. Особенно Света – редкая гадина. Она готова на всё ради своего виртуального парня, с которым общается только по скайпу. При этом ненавидит другую девушку, которая нравится всем парням компании, но на её виртуального френда, естественно, не претендует. Несмотря на это, ненависть её такова, что в конце концов она сталкивает её с пирса в не самое южное море. Следует кульминация – девушка пытается выбраться на пирс, а гадина давит ей пальцы ногами. Та решается уплыть к берегу, но то ли от холода, то ли от слабости тонет. Обдолбанные парни приходят в себя и бросаются за ней вплавь, но не находят. Море «кушает» очередную жертву.
Зато довольно забавен фильм «Спроси меня» Веры Харыбиной. Её героиня за кадром расспрашивает 8 абсолютно разных людей об их жизни, делая акцент на молодых приезжих. Об их жизни в большом городе, об отношениях в семье, о «дружбе народов», превращая их ответы в монологи. Один молодой среднеазиат рассказывает бархатным голосом, что у него русская душа, что он обожает Высоцкого и не одобряет людей, которые живут свинской жизнью. Как правильно «придумали индусы», в следующей жизни они превратятся в свиней. Другой герой – молодой зубной врач, армянин по национальности. Говорит, что родители хотели, чтобы он выучился на гинеколога, ведь всё, что «ниже живота», лучше оплачивается. Но он предпочёл заняться «ротиком». Очень хочет вернуться в Ереван и жениться. А пока надо зарабатывать деньги. И чем хороша Москва? Здесь огромный выбор девушек. Ему нравятся и русские, и армянки, и азербайджанки, и татарки… Продолжения списка не расслышал, потому что он утонул в хохоте зала. Другая приезжая (совершеннейший Феллини) с огромными подведёнными синими глазами, белки которых она вращает так, что кажется они вот-вот вывалятся, рассказывает о своей чебуречной, куда её позвала сестра, старшая на раздаче. Эта чебуречная ей как дом родной, она обрела здесь своё житейское счастье. А портрет москвички вышел самым язвительным. Выпускница филфака, работающая в «Литературной газете», очень любит театр, где её и снимает камера. У неё традиция – обязательно в антракте взять бутерброд и чашечку кофе. Камера фиксирует, как она пьёт этот кофе, «оттопырив пальчик». Тонко сжав губки, она вещает: «Я, потомственная москвичка, не люблю, когда приезжая из Вологды делает вид, что она тоже москвичка». Есть и другие интересные портреты. Уверен, фильм покажет ТВ, не пропустите.
А другой «взрослый» фильм фестиваля – «Белая белая ночь» – снял ученик А.Ю. Германа и С.И. Кармалиты Рамиль Салахутдинов. Действие происходит в центре (но не парадном центре) Петербурга, куда героя (Артём Цыпин), работающего следователем в частном сыскном агентстве, приводит пропажа 19-летнего юноши, о судьбе которого волнуется его мать. Развивая детективную интригу, сюжет оставляет место и для психологических портретов наших современников, с которыми как-то связана судьба героя, покинувшего Петербург много лет назад. Есть в фильме некоторая неторопливость, иногда переходящая в затянутость. Например, поедание торта с первой любовью, встреченной героем, происходит практически в режиме реального времени. Хотя про их отношения всё понятно после первого откушенного куска. Впрочем, я этот фильм рекомендую посмотреть.
Фестиваль в самом разгаре, в конкурсе достаточно многообещающих фильмов. О них расскажу и подведу итоги в следующем номере.