Аргументы Недели. Крым → Культура

Малоизвестные истории Крыма. Бахчисарай. Ханский дворец (ВИДЕО)

, 11:45

Гости уверены, что так, мол, оно всё и было и сто и двести и пятьсот лет назад. И фонтан тут же лил вдобавок ту же самую воду и столик Екатерины второй, сделанный в 1787 году, стоит там с пятнадцатого века.   

Интересно, кто-нибудь из ханов (а жили там их несколько последовательно) узнал бы свою обитель в современном его древнем виде? Тот же хан Крым-Герай, перепутал бы верно конюшню с гаремом и потребовал к себе зодчего на обед на первое блюдо.

«Где мой «Фонтан слёз»?!», – истерил бы он, не веря смотрителям музея и своим глазам. «Какой Пушкин?!», – орал бы сильно отставший от жизни Герай и заказал бы музейных работников на жаркое.

Александр Сергеевич, который, как считается, прославил архитектурный ансамбль своим «Бахчисарайским фонтаном», реалистичность тоже сильно затуманил. Фонтан, который он увидел, побывав с экскурсией в Бахчисарае, мастер соединения слов в рифмы описал так «увидел я испорченный фонтан; из заржавой железной трубки по каплям падала вода». То есть рифма тогда не пошла у гения. А мог бы родить что-то типа:
Друзья, фонтан совсем хренов,
(тот, что стоит в Бахчисарае)!
Вот у меня нет, право, слов.
Как всё вокруг его засрали.

Но спустя несколько лет (видимо, находясь на финансовой мели), Пушкин пишет:
Вокруг игривого фонтана
На шелковых коврах оне
Толпою резвою сидели
И с детской радостью глядели,
Как рыба в ясной глубине
На мраморном ходила дне.

Чувствуете разницу?

Гений пера цинично ведь утверждал: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать!». Что и делал, чем, собственно и зарабатывал. И не скрывал этого.

И после пушкинского «Бахчисарайского фонтана» люди поперли смотреть, как там рыбы в ясной глубине ходят на мраморном дне. И тогда пришлось заново создавать и рыб и дно.

Одно время живописными работами во дворце занимался унтер-офицер Дорофеев. Он был категорически против древних иранских мотивов зодчего Омера и обильно замалевал великолепную роспись модными при дворе Екатерины II букетами и цветочными гирляндами. Потом реставраторы, матерясь, соскабливали унтер-офицерскую мазню со стен и потолка, пытаясь придать внутреннему облику первоначальный вид, но тщетно: Дорофеев, по непониманию либо из зависти, напрочь соскоблил в свою очередь омеровский слой. Пришлось расписывать всё заново, но уже не «рукой Омера», а кистью следующего унтер-офицера.

Еще одна интересная деталь. Многие слышали, верно, про немецкого генерала Манштейна, который в 1942 году взял Севастополь. А в 1736 году его предшественник, капитан Манштейн, с немецкой педантичностью выполнил описание Ханского дворца и сжег его с милитаристской безжалостностью.

Так что же там осталось от того, что построил первый хан, вероятно, задумываетесь вы? Да получается ничего. Даже название было другое – Бахчисарайский дворец. И города не было. Он разросся потом вокруг ханских владений. И вот в нем, в городе, можно даже сильно не стараясь найти тот самый первобытный хенд-мей, что, в свою очередь, характеризует городские власти уже не с лучшей стороны.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram