Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Культура № 19(411) от 29.05.2014

КАННЫ-2014: Чуда не случилось

, 19:51 , Кинокритик, тележурналист

Закончился Международный кинофестиваль в Каннах, который наградил своих победителей. «Золотой пальмой» по решению высокого жюри был увенчан режиссёр из Турции Нури Джейлан за фильм «Зимняя спячка». Приз режиссёру, снявшему самый длиннющий фильм фестиваля (3 ч. 16 мин.), вручали Квентин Тарантино и Ума Турман. Нашему режиссёру Андрею Звягинцеву, чей фильм «Левиафан» тоже боролся за Пальму, достался приз за лучший сценарий, который он написал в соавторстве с Олегом Негиным. Закон о ненормативной лексике вступает в силу с 1 июля, так что есть надежда увидеть незапиканную версию фильма в России.

Турецкий фильм переносит нас в Центральную Анатолию, где герой держит отель со своей женой, с которой у него «чеховские» отношения, и сестрой, которая не может пережить свой развод. Когда выпадает снег и отель становится неприступным убежищем, отношения между героями накаляются. Джейлан, конечно, мастер рассказывать истории и обладатель большого количества фестивальных наград, но о главном призе первого фестиваля мира он мог, конечно, только мечтать.

Совершенно справедливым стало награждение в номинации «Лучшая женская роль» британско-американской актрисы Джулианны Мур в фильме «Звёздная карта». Я писал об этом фильме в прошлом выпуске «АН». Играя стареющую звезду, которая переживает свои карьерные удачи и неудачи, она нанимает девицу из Флориды себе в помощницы, но, совершая секс в авто с Робертом Паттинсоном, подписывает себе смертный приговор. Ведь девица влюблена в Паттинсона, а секс происходит у неё на глазах. Мур очень щедра на эмоции, для образа своей героини она действительно находит много красок.

Ожидаемо было и награждение за лучшую мужскую роль актёра Тимоти Сполла за роль в фильме «Уильям Тёрнер». У него давно не было больших ролей, всё больше роли второго плана, так что актёр, как говорится, «дорвался». Он играет очень жирно, создавая образ человека-животного, который чуть ли не хрюкает, особенно во время секса. На мой взгляд, даже вечно пьяный Николай из «Левиафана» в исполнении Алексея Серебрякова обладает несравнимо большим количеством выражений лица. На церемонии закрытия создалось впечатление, что актёр настолько ушиблен наградой, что никак не хотел уходить со сцены.

Обладатель приза за лучшую мужскую роль Тимоти Сполл в фильме «Уильям Тёрнер»

Приз жюри получил фестивальный анфан террибль Ксавье Долан, который в 19 лет прославился фильмом «Я убил свою маму». На сей раз он представил фильм «Мамуля», продолжая развивать «материнскую» тему. Фильм снят на одном дыхании, его смотреть вполне увлекательно. Долан рассказывают историю взаимоотношений мамаши и её 15-летнего сына, по которому плачет колония для несовершеннолетних. И диагноз у него малоутешительный – «рассеянная гиперактивность». Мамаша уже не знает, что с ним, неадекватным, делать. Ещё немного, и он мамашу задушит, если она будет ему перечить. Спасает переезд. В доме напротив их нового жилища обитает соседка, которая пользуется успехом у тинейджера. Ей удаётся утихомирить его буйный нрав. Стихия бунтарской свободы бьётся в душе этого паренька, и она особенно близка ниспровергателю законов киноистеблишмента – он даже кадр в своём кино сделал квадратным – Ксавье Долану. Приз режиссёр из Канады получает вполне заслуженно.

А Гран-при жюри достался итальянской режиссёрше Аличе Рорвахер за фильм «Чудеса», который вручала кинобогиня Софи Лорен (зал её приветствовал стоя). Фильм начинается с того, что на ферму героя, у которого своя пасека и четыре дочки, социальные службы привозят на перевоспитание немецкого подростка, сделавшего первый шаг в криминальное будущее (мелкая кража). На него заглядывается старшая дочь. Подросток тоже смотрит на неё влажными глазами. Кульминацией фильма становится телешоу «Чудеса» на острове, в котором участвуют победители фермерского конкурса. Пока идёт шоу, подросток подвергается сексуальному домогательству со стороны родственницы фермера и убегает. Его ищут до ночи и не могут найти. Социальные работники угрожают фермеру, дочка на плоту отправляется на остров и находит паренька. Они проводят романтическую ночь в пещере у костра… Фильм весь снят на первом плане, в нём нет вообще никакой «задней» мысли. Уж всяко он гораздо мельче звягинцевского «Левиафана». Но пять женщин в жюри (включая председателя – режиссёра из Новой Зеландии Джейн Кэмпион) не могли оставить добротный фильм женщины-режиссёра без поощрения.

Остались без приза фестивальные динозавры – братья Дарденн. В отличие от Майка Ли, изменившего социальной теме ради философского высказывания в «Уильяме Тёрнере», Дарденн верны социальной проблематике. В фильме «Два дня, одна ночь» они рассказывают историю женщины, которая лишается работы. Причём работодатель иезуитски перекладывает ответственность за сокращение на трудовой коллектив, предлагая бонус в 1000 евро за правильное решение. Героиня объезжает коллег, чтобы убедить их отказаться от бонуса, спасти её рабочее место. Ведь без зарплаты она не человек, она никто. В какой-то момент, получив несколько отказов, она принимает сверхдозу таблеток, но её откачивают. Она продолжает встречаться с коллегами. Получаются интересные человеческие портреты. Есть и успехи. В конце концов голоса разделятся поровну, и у героини появится шанс продлить договор. То есть жить! Вот до чего доводит простого человека идеология буржуазного общества потребления! – восклицают своим фильмом братья Дарденн.

Надо сказать, что в Каннах в этом году довольно часто звучала русская речь. О полнометражном документальном фильме Гейба Польски «Красная армия» я писал в прошлом номере «АН». А в конкурсе был фильм обладателя «Оскара» за фильм «Артист» Мишеля Хазанавичуса «Поиск», где довольно много русскоязычных персонажей. Фильм как бы ремейк одноимённого фильма Фреда Циннемана 1948 года. Только действие из руин Второй мировой войны переносится на поля второй чеченской. В фильме русские солдаты убивают родителей мальчика (это нам показывают в жанре мокументари), и он, подкинув грудного ребёнка на порог соседей, отправляется скитаться по разрушенным городкам, где его подбирает сотрудница ООН – глава миссии по правам человека в исполнении Беренис Бежо (по совместительству жена режиссёра).

Центральным событием фестиваля для меня стала премьера фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», в котором рассказывается история о конфликте индивидуального предпринимателя Николая (Алексей Серебряков) с мэром северного городка (Роман Мадянов), который выселяет семью предпринимателя из дома, где жили деды и родители, на берегу залива. Суды проиграны, московский друг-адвокат делу не поможет, зато заварит личную кашу. Главным сюрпризом фильма будет его финал, когда мы увидим, ради чего было затеяно выселение. Судьба героя, впрочем, не сводится только к конфликту с властью. Она вполне метафизична, и щупальца библейского чудовища медленно обвивают кольцами его когда-то обычную благополучную обывательскую жизнь. Почему в качестве жертвы выбран именно он? Нет ответа.

Алексей Серебряков в роли Николая в фильме «Левиафан» Андрея Звягинцева

Ну а отечественные фильмы, не получившие приглашения в Канны, мы скоро увидим на фестивале «Кинотавр» в Сочи, о чём я подробно расскажу.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram