20 мая состоялось торжественное вручение премии «Парабола», учрежденной благотворительным фондом имени поэта Андрея Вознесенского.
Он и написал эти строчки: «идут к своим правдам по-разному храбро, червяк - через щель, человек - по параболе». Поэтому и премия называется – Парабола. Она присуждается за произведение искусства любого жанра, составляет двадцать тысяч долларов в рублевом эквиваленте и «призывает творить, дерзать и продолжать дело жизни поэта». Премия – независимая и ежегодная. В этом году она вручалась второй раз, лауреатами стали: издатель Владимир Кочетов, актер Владимир Машков, пианистка Екатерина Мечетина и поэт Андрей Поляков. Режиссер Константин Богомолов и Александр Митта не добрали несколько голосов и стали почетными номинантами.
Все это написано в пресс-релизе. Но никакой пресс-релиз, конечно, не может передать ту необыкновенную атмосферу, которая была в этот вечер в зале. И это абсолютная заслуга одного человека – Зои Борисовны Богуславской ( да, простят меня все остальные!) Премий много. Больших и маленьких. Престижных и не очень. Их развелось столько , что не только награда , но само слово потеряло всякую ценность. Зое Богуславской удается, как и в прежние времена с «Триумфом», сохранять смысл новой премии, ее престиж и серьезность самого события. Как? Прежде всего своим существованием, самой собой. То, что за премией «Парабола» стоит Зоя Богуславская и Фонд поэта Андрея Вознесенского означает высокий профессионализм, безусловный талант и точный выбор. Здесь все - по-честному , все - по-настоящему. Вот, например, жюри – Юрий Кублановский, Олег Табаков, Алексей Рыбников, Алла Демидова, Дмитрий Быков, Елена Пастернак и сама Зоя Богуславскя. Ни одному человеку в мире не придет в голову мысль, что эти люди могут подсуживать, договариваться или - что там еще могут делать члены жюри при распределении крупных денежных премий? Авторитет жюри безусловен, репутация безупречна. Собрать всю эту компанию суперзанятых и бесконечно востребованных людей под силу не всякому. А вот для Богуславской они делают исключение. И Табаков, и Демидова, и Сергей Капков, и Алла Сурикова, и Сергей Бархин, и Ирина Антонова и многие, многие другие люди, которых не так часто встретишь на тусовках. В зале, как и на сцене, были представители московской интеллектуальной элиты, что и придавала этому мероприятию особый шарм несветского , душевного события. Все было просто. И невероятно. Да и сами лауреаты не вызывали никаких сомнений. В качестве музыкального подношения Катя Мечетина сыграла Равеля. В обычном зале на каком-то заурядном пианино. Но сыграла так, что зал сначала обомлел, а потом разразился овацией. Издатель Кочетов известен меньше актера Машкова , но его человеческий подвиг невозможно оценить никакими премиями и никакими деньгами – по губам умирающего Андрея Вознесенского он угадывал и записывал текст будущей и последней книги поэта . Он так рассказал об этом, что люди в зале стали утирать глаза и сморкаться.
Зое Богуславской исполнилось недавно девяносто лет. Этот возраст уже можно не скрывать, потому что он только украшает женщину. По-прежнему вокруг Зои Борисовны кипит и взрывается жизнь, а ее день расписан минутам. Как и раньше она отдает больше, чем получает и умеет помогать незаметно и правильно. Так уж она устроена. Это особое устройство, мне кажется, происходит от умения Зои Борисовны заниматься не собой , а делом. Еще один учредитель Фонда и премии – бизнесмен Леонид Богуславский, сын Зои Борисовны, убежден, что его мать может организовать любое дело и эффективно руководить им. Занимая высокое общественное положение Зоя Борисовна могла бы не только без конца «пиариться», как сейчас принято выражаться., но и даже использовать свои полномочия в самых разных целях. Ей это, правда, не интересно. Во-первых, гораздо лучше посидеть дому в одиночестве с книжкой в руках, ну, а во-вторых - раз уж пришлось заниматься общественной и публичной работой, то надо ее сделать так, чтобы людям была радость. Зоя Борисовна абсолютно убеждена, что, если человек умеет радоваться чужому успеху – он от этого только выигрывает. Она умеет. Это ее парабола.